Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Моя задача была в том, чтобы заставить зрителя рыдать»

Джеймс Кэмерон о новой версии «Терминатора-2»

Джеймс Кэмерон рассказал «Газете.Ru» о работе над выходящей в прокат 3D-версией «Терминатора-2», тренировках Линды Хэмилтон, инновационных спецэффектах и привлечении женской аудитории к культовому боевику.

— По сравнению с первым фильмом Сара Коннор очень изменилась — внутренне, но и внешне тоже. Линда Хэмилтон наверняка тяжело готовилась к роли, чтобы привести себя в подобающую форму?

— Когда смотришь на Линду в этом фильме, можно запросто представить, что съемкам предшествовали восемь или девять месяцев тренировок. На самом деле Линда готовилась всего месяца три. Ее тренировал Узи Галь — бывший израильский спецназовец. Тренировки проходили в очень интенсивном и строгом режиме, шесть-семь раз в неделю. Кроме того, она занималась бегом и следила за диетой. Узи научил ее обращаться с оружием — до этого она об этих вещах не имела ни малейшего понятия. В первом фильме ее героине это было не нужно, а другие роли Линды не требовали серьезной физической подготовки или умения правильно держать пистолет и стрелять из него. Они часами отрабатывали технику холостой стрельбы: она должна была собрать пистолет, зарядить его холостыми патронами и разрядить обойму. Узи находил разные способы имитировать отвлекающие ситуации, возникающие в бою. Например, он кидался в Линду теннисными мячами, пока она разбирала и собирала оружие. Под конец тренировок она могла уже это делать с завязанными глазами.

— Как проходил кастинг на роль Джона Коннора? Почему выбор пал на дебютанта Эдварда Ферлонга?

— Директор кастинга Мали Финн немного поработал с Эдди перед пробами, но они проходили неудачно. Ему было сложно запомнить текст, он делал те же ошибки, что и все начинающие актеры, но я видел в нем что-то особенное. Я делал наезд камерой на его лицо, и в этом его взгляде из-под челки была застенчивость, но были и ум и чистосердечность. Он очень искренний в своих эмоциях, и это видно на экране.

В общем, задача была взять этот сырой актерский материал и дать ему необходимые навыки для того, чтобы сделать этот мегапроект успешным. Мне очень повезло, потому что Арнольд обожает детей и сразу нашел с Эдди общий язык.

Арнольд взял его под свое крыло, и мне кажется, что именно это дало Эдди уверенность в себе.

Еще мне приходилось заставлять его шевелиться, в буквальном смысле этого слова. Перед каждым дублем я просил его делать по 20 прыжков на месте, чтобы он взбодрился и был готов к работе, потому что иначе он был очень вялым. Как и большинство детей, жизнь которых полна эмоциональных переживаний, он как бы отстранялся от реальности. Мы вошли в этот рабочий ритм, и дальше все было прекрасно — он доверял мне, обожал Арнольда и свою работу.

Несмотря на все сложности, Эдди потрясающе справился с ролью. Я считаю, что его персонаж — это сердце фильма. Несомненно, Сара Коннор — культовый персонаж, сильный и запоминающийся. К тому же повествование ведется от ее имени, но на самом деле это история Джона, и мы смотрим на Сару его глазами.

— Второй «Терминатор» гораздо сложнее первого — в том числе и драматургически. Расскажите, как вы разрабатывали сценарий?

— Для меня и первый, и второй фильм на самом деле — об обезличивающем эффекте технологий, о технологичном обществе, где люди теряют человечность и способность к сопереживанию. Терминатор — персонаж, которого характеризует полное отсутствие всего человеческого. Он не знает сочувствия и сострадания, ему чужды чувства жалости, раскаяния и страха, и он ни перед чем не остановится. Он в буквальном смысле механизм, машина. Во втором фильме Сара Коннор становится таким механизмом, при этом запрограммированным. Она становится единым целым со своей миссией. У Терминатора ведь нет миссии, нет цели — он должен защищать Джона и все. У Сары цель есть, и, когда она ее перед собой видит, она моментально переключается в режим Терминатора. Примерно такие идеи рождались из наших обсуждений с Биллом (Уильямом Вишером, соавтором сценария. — «Газета.Ru»).

В результате я написал основную часть диалогов и сцен, но сам сюжет — это результат нашего с Биллом совместного творческого процесса.

— Почему вы решили сделать акцент именно на истории Джона?

— Думаю, что все предпосылки сиквела есть в первом фильме. Есть перспектива большой войны и этот легендарный персонаж, о котором все наслышаны. Джон Коннор спасает человечество, учит людей давать отпор, одерживает победу над машинами и становится лидером сопротивления. Как можно не рассказать эту историю? Но это слишком предсказуемо. Идея состояла не в том, чтобы рассказать эту грандиозную историю из будущего, а в том, чтобы показать героя в 10-летнем возрасте, когда мать повторяет ему снова и снова, что ему предстоит стать спасителем всего человечества. Мы видим, как от этого у него едет крыша, как у нее едет крыша и какой отпечаток это накладывает на их отношения.

Один из моих любимых моментов в фильме — сцена их побега из психбольницы. Джон проникает туда, чтобы вызволить мать. Она его обнимает — и это то, чего он хочет больше всего на свете, — но в ее объятиях он вдруг понимает, что на самом деле она не обнимает его. Она проверяет его на наличие травм и повреждений, как холодный робот, выполняющий свою программу, цель которой — поддерживать в нем жизнь и готовить его к спасению человечества. Она несет на себе неимоверный груз этой миссии, из-за чего ей уже трудно быть матерью. Эта сцена — переломный момент для Джона, потому что именно тогда он понимает, что мать уже не станет другой.

Она даже бранит его за то, что он рисковал своей жизнью ради ее спасения.

— Я знаю, что изначально финал фильма должен был быть другим. Расскажите о нем.

— По сценарию, в конце фильма мы видели 62-летнюю Линду в возрастном гриме, но зритель совершенно точно не был морально готов увидеть 62-летнюю Сару Коннор. Сейчас я понимаю, что если решаешь показать персонажа в возрастном гриме, то нужно заявить об этом где-то в начале фильма и прожить жизнь этого персонажа на экране вместе с ним. Нельзя внезапно взять и «состарить» его в последнюю секунду, даже если грим сделан мастерски — благодаря Стэну Уинстону. Но как бы то ни было, Марио и Энди (Марио Кассар и Эндрю Вайна, продюсеры фильма. — «Газета.Ru») не нравился этот финал, и они меня убедили придумать новый. Финальные кадры с шоссе, уходящим в никуда, были добавлены в монтажной студии буквально на следующий день.

Я попросил кадры с шоссе — на самом деле это самое начало сцены, в которой камера вертикально панорамирует и показывает здание «Кибердайн».

Посмотрите финальные кадры фильма, потом отмотайте — это одни и те же кадры. В общем, либо я должен был использовать эти восемь секунд шоссе, либо мне нужно было снять что-то другое, но на это не оставалось времени. Теперь мне нужно было придумать текст, который умещался бы в эти восемь секунд. После нескольких попыток, не вписывающихся в хронометраж, я остановился на фразе «Если робот, терминатор, смог осознать ценность человеческой жизни, возможно, мы тоже способны на это». Я позвонил Линде Хэмилтон и надиктовал ей это по телефону. Она в этот момент сидела в будке на студии звукозаписи в Лос-Анджелесе. У нас даже не было времени на то, чтобы привезти ее к нам на студию постпродакшен недалеко от Сан-Франциско. Она тут же записала эту фразу, и мы вставили ее в звуковую дорожку. В общем, у нас было всего два-три дня на то, чтобы придумать концовку, а сейчас, когда смотришь фильм, невозможно себе представить что-либо лучше ее.

— А как вы придумали маркетинговую кампанию, привлекшую к боевику женскую аудиторию?

— Тут все просто. Фильм рассказывает историю одной семьи. Главный персонаж — мать, которая защищает и оберегает своего сына. Мы решили запланировать дневные показы с расчетом на женщин (домохозяек) и посмотреть, что из этого выйдет. Пошли анонсы, и спрос среди женской аудитории был настолько высокий, что к моменту выхода фильма в прокат аудитория составляла 49% женщин и 51% мужчин. Интерес к Саре и ее сюжетной линии был огромным, потому что она, на самом деле, является проводником во всей этой истории.

Люди не подозревали, что Терминатор окажется положительным персонажем. Они думали, что он так и останется отрицательным персонажем, с которым они не смогут установить контакт на эмоциональном уровне. Мой вызов самому себе как кинематографисту состоял в следующем: если я смогу заставить зрителя рыдать в сцене гибели Терминатора, то это будет означать, что я сделал настоящее кино. Если у тебя получается устроить людям кинопутешествие, результат которого на момент окончания фильма оказывается диаметрально противоположным ожидаемому, — это довольно круто.

Мне кажется, что этот мой личный профессиональный вызов самому себе — одна из главных причин, почему фильм получил такой хороший отклик.

— Даже спустя 25 лет спецэффекты смотрятся потрясающе. Как вам удалось достичь таких результатов, имея в распоряжении технологии того времени?

— Действительно, прошла уже четверть века, а я до сих пор горжусь этим фильмом в том числе и с визуальной точки зрения. Мне кажется, он до сих пор держит марку. Сейчас было бы так просто сделать жидкий металл с помощью компьютерной графики, но тогда у нас такой возможности не было. А ведь он должен иметь правильный отблеск, обладать нужным весом и вязкостью... Мы использовали много бутафорных голов и рук, созданных мастером визуальных спецэффектов Стэном Уинстоном из хромированного пластика, резины или стекловолокна, которое могло деформироваться особым образом, — так мы обходились без компьютерной графики.

Эффект расплавленной стали было особенно сложно воспроизвести. Нам было нужно, чтобы сталь переливалась через край и стекала на землю. Пришлось построить контейнер в виде плавильной печи, в стенках которого были вырезаны щелеобразные отверстия с подсветкой изнутри, чтобы создать вид расплавленной стали, стекающей вниз. Этим в основном занимался художественно-постановочный отдел.

— Насколько сложным был постпродакшен фильма с такими инновационными спецэффектами?

— Последние пара месяцев были кошмаром наяву. Работа шла сутками, и я практически жил все это время то в монтажной, то за микшерным пультом. Я спал по 4–5 часов в день только для поддержания сил. Было выпито очень много кофе. Я работал с прекрасной командой, просто нам приходилось очень быстро действовать. Тогда ведь не было цифрового интернегатива и цифровой цветокоррекции — все приходилось делать в химлаборатории.

Времени оставалось очень мало, звук уже был сведен, и, чтобы вписаться в сроки, мы придумали совершенно новый способ цветосинхронизации.

Мы еле успели.

— Что вы чувствуете сейчас, когда говорите о фильме, который вы сняли 25 лет назад?

— Чувство очень странное — прошла четверть века, а я до сих пор отчетливо помню столько моментов, связанных с работой над фильмом. Я помню, когда и где я стоял, расположение осветительных приборов Musco, откуда поехала камера, о чем мы говорили на площадке... Процесс работы над этим фильмом оставил очень живые воспоминания. Эмоциональный накал был высочайшим.

— Как вы считаете, смогут ли зрители, посмотрев «Терминатор-2: Судный день» в новом формате, открыть фильм для себя заново?

— Сама возможность посмотреть сейчас «Терминатор-2» в 3D на большом экране многих приведет в восторг. С момента выхода фильма прошло 25 лет, многие его поклонники тогда еще даже не родились, а те, которые тогда были подростками, сейчас ведут более размеренный образ жизни. Они редко ходят в кино и, скорее всего, смотрели фильм только на DVD или Blu-ray, так что у них теперь есть отличный повод для похода в кинотеатр.

Кроме того, конечно же, сам формат 3D добавляет изображению не только глубины, но и ясности. В 3D образы кажутся еще более реалистичными.

У меня в компании работает прекрасная слаженная команда, и мы сотрудничаем с самой лучшей в мире студией, Stereo D, занимающейся переводом фильмов в 3D, — до этого они работали над «Титаником». Вообще я очень доволен результатом. Фильм смотрится невероятно эффектно.

Новости и материалы
В заявлении по итогам встречи в Швейцарии не будет требования о выводе войск РФ
Каждый третий россиянин прекращает лечение после первых улучшений
Корабли ВМС США будут следить за визитом российских кораблей на Кубу
Украинский военнопленный оценил поставки оружия из стран Запада
Вариантом для прекращения следствия против Попова может быть его отправка на СВО
Россиян предупредили о мошенниках, способных перевести деньги ВСУ от их имени
В России стало больше одежды
Стало известно, сколько россиян не чувствуют себя в безопасности
Постпред Китая назвал неоднозначной резолюцию США о прекращении огня в секторе Газа
Житель Камчатки задержан по подозрению в сотрудничестве с СБУ
Российских садоводов предостерегли от опасного вредителя
Российский дрон уничтожил американский БТР Stryker стоимостью $1 млн
В России увеличились продажи картофельных чипсов
Минпромторг предложил промаркировать спортивное питание
Куба анонсировала заход корабля флота Канады
Украину предупредили о решительном ответе на удары по территории РФ
Приставы хотят взыскать с рэпера Face 30 тысяч рублей
Экспорт российского СПГ вырос за последние пять месяцев
Все новости