Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров считает уместной цензуру в случае с фильмом Алексея Учителя «Матильда». «Мне кажется, фильмы, подобные тому, о котором мы говорим, должны проходить хорошую цензуру, — цитирует руководителя региона сайт kp.ru. — По крайней мере, «Матильда» заставляет нас об этом думать».
Евкуров подчеркнул, что «хорошей цензуры» «не надо бояться», так как «от этого демократия не спадает, а, наоборот, возвеличивается».
Он добавил, что в настоящее время зрителям в России нужны фильмы гражданского патриотизма, в основе которых любовь к родине и к ее истории. Кроме того, руководитель республики считает нужными фильмы «для молодежи и о молодежи, уважения к старшим, заботы о младших».
«Поднять пласт межнациональных отношений. Вот это нужно сейчас! А не «Матильда», — заключил глава Ингушетии.
Напомним, днем раньше, 10 августа, стало известно, что кинотеатральная компания «Дружба» — единственный кинопрокатчик в Ингушетии — отказалась от проката «Матильды». Заявление было сделано почти сразу после новости о том, что Минкультуры РФ выдало прокатное удостоверение «Матильде», установив ей возрастное ограничение «16+». Прокатчик посчитал, что картина не вызовет интереса у зрителя, добавив, что всегда изучает общественное мнение и рецензии на фильм.
Есть основания полагать, что глава Ингушетии вступил в некий заочный спор с главой департамента кинематографии РФ Вячеславом Тельновым, в своем комментарии РИА «Новости» напомнившим, что Конституция РФ прямо запрещает цензуру, в том числе художественных произведений. Евкуров не пояснил, что он имеет в виду под «хорошей цензурой». В то же время из сделанных ранее Тельновым заявлений следует, что субъекты Федерации могут ограничивать прокат тех или иных картин, в отличие от Минкультуры РФ, выдающего фильмам разрешение на прокат сразу на всю страну.
«Прокатное удостоверение действительно едино для всей страны, — объяснил «Газете.Ru» киноэксперт Олег Иванов, —
однако частные, муниципальные и федеральные киноучреждения абсолютно автономны в плане подбора репертуара и вольны сами брать или не брать тот или иной фильм».
«Мне ни в моей практике как режиссера, ни во время руководства не доводилось сталкиваться со случаем, когда какой-либо субъект РФ ограничивал прокат картины на своей территории, — рассказал «Газете.Ru» кинопостановщик, экс-руководитель «Киносоюза» Андрей Прошкин. —
Если я все правильно понял, глава Ингушетии своими словами о «хорошей цензуре» просто призывает к нарушению Основного закона РФ».
Возникшую ситуацию Прошкин называет постыдной. «Невозможно поверить, что в принципе обсуждается, показывать картину или нет, — недоумевает режиссер. — Картина, которую еще никто не видел, подвергается странному судилищу, выносятся приговоры и запреты».
Именно в суд предлагает Прошкин обратиться всем тем, кому хочется ограничить прокат картины, — только эта ветвь власти может выносить подобные решения, напоминает он.
Прошкин настоятельно рекомендует законодательной и исполнительной власти обратить внимание на сложившуюся ситуацию и четко обозначить свою позицию. «Своей оговоркой о том, что субъекты могут сами решать судьбу проката, Минкультуры пытается снизить общественный накал и угодить всем, — считает режиссер. — В разное время это ведомство вело себя по-разному — например, в случае с оперой «Тангейзер» в Новосибирске Минкульт четко встал на сторону консервативной общественности (и снял спектакль с репертуара, а также сменил руководство Новосибирской оперы. — «Газета.Ru»).
В данный момент тушить пожар уже слишком поздно».
Прошкин напомнил единственный случай, который косвенно можно было бы назвать запретом на прокат на определенной территории, — это картина «Приказано забыть» режиссера Хусейна Эркенова, рассказывающая об уничтожении 700 человек в чеченском горном селении Хайбах во время депортации чеченского и ингушского народов в 1944 году.
Однако ей, напоминает режиссер, прокатное удостоверение так и не было выдано. Вячеслав Тельнов тогда отправил режиссеру письмо, в котором утверждал, что в архивах НКВД нет ни одного документа, подтверждающего это событие, и назвал сюжет фильма «исторической фальшивкой». Картина была показана на Московском кинофестивале в 2014 году, Минкульт направил картину на экспертизу, однако в прокат картина так и не вышла.
Вячеслав Тельнов не ответил на звонок «Газеты.Ru».