Ежегодно в мае ведущие американские телеканалы рассказывают о своих планах на будущий телевизионный сезон — какие шоу и сериалы будут отменены, какие покажут финальные эпизоды, а какие продолжат бороться за место в эфире и внимание зрителей. Фактически каждый канал представляет детальное расписание будущего сезона, давая профильным СМИ повод проанализировать, кто и с кем будет конкурировать и на какие проекты стоит обратить особое внимание.
Российские каналы, в свою очередь, о точных датах своих премьер сообщают в лучшем случае за несколько недель.
Вертикальный анонс
Анонсы в США появляются в результате вертикального программирования телевидения — когда отдельные эпизоды каждого шоу выходят раз в неделю в отведенный им временной слот. Другой подход — горизонтальное программирование, которое предполагает показ шоу «потоком», эпизод за эпизодом, с начала до конца, — в США не распространен. В последние годы в эту отработанную схему активно вмешиваются различные онлайн-сервисы вроде Netflix, которые выкладывают новые сезоны популярных сериалов оптом, отвлекая зрителей от просмотра «программированного» контента, но рейтинги большинства регулярных шоу остаются на высоком уровне. Ну а если нет — шоу недолго и заменить.
Это не означает, что в другие месяцы на американском телевидении не появляются проморолики новых сериалов — появляются, разумеется.
Но следует понимать, что заявления каналов, например, о начале работы над каким-либо шоу не означают, что оно появится в эфире в самом ближайшем будущем. Оно может вообще никогда не выйти, если пилотный эпизод окажется никуда не годным — так было, к примеру, с сериалом «Чудо-женщина», в начале 2010-х отмененным NBC после презентации первой серии.
Фактически ждать новое шоу стоит после того, как канал заказывает сезон, — как правило, от такого объявления до премьеры проходит около года, который тратится на съемки и доведение отснятого материала до ума. Для шоураннера (человека, который придумал идею сериала) и всей съемочной команды лучшим исходом является заказ каналом сразу нескольких сезонов. Впрочем, никто не мешает каналу отменить показ заказанного шоу из-за чрезвычайно низких рейтингов — так тоже бывает, но на место выбывшего всегда найдется адекватная замена. Перенос же релизов после заказа целого сезона случается крайне редко; например, Дэвиду Линчу было можно спорить с Showtime по поводу нового сезона «Твин Пикса», а менее именитые шоураннеры все же предпочитают выполнять требования каналов.
Рекламируй смешно
В СССР продвигать какие-либо телешоу нужным не считали — программа телевидения не менялась годами и десятилетиями, и все владельцы телевизоров знали ее едва ли не наизусть. В определенное время на Первом частотном канале начиналось «Время», следом за ним был обязательный художественный фильм (иногда — многосерийный), а незадолго до «Времени» следовало включить Второй канал, чтобы дети могли посмотреть «Спокойной ночи, малыши!» и отправиться спать. Промо в современном понимании не было, в газетах публиковалась весьма аскетичная программа передач, в которой иногда даже не было названия фильма, который собирались показывать, — возможно, телевизионные редакторы на момент публикации и сами этого не знали. Программу передач из газеты предлагалось вырезать и сохранять всю неделю, трогательно обводя то, что заинтересовало, карандашиком.
В новейшей истории России анонсирующие способности бумажной телепрограммы значительно расширились — в середине 90-х, когда телевидения стало уже много и было что анонсировать, появился журнал «ТВ ПАРК», знаменитый в том числе и забавной рекламой самого себя (ролики снимал режиссер Юрий Грымов). Впрочем, в случае любого печатного издания, посвященного телевидению, речь, как правило, шла о ближайшей неделе — то есть целью было проинформировать зрителей о том, что они могут посмотреть уже скоро. Загадывать на целый сезон никто из каналов не собирался — но тогда и понятие сезона (несмотря на наличие телепремии ТЭФИ, очертившей хоть какие-то рамки) было размытым. Впрочем, размытым телевизионные сезоны остаются и сейчас (и не только в России), но дело не в этом.
Основные проблемы достались российскому телевидению по наследству от советского.
В первую очередь это смешанное вертикально-горизонтальное программирование — отдельные передачи и шоу (например, «Поле чудес») выходят в еженедельном формате, но фильмы по-прежнему должны в обязательном порядке показываться после вечернего «Времени» (или его аналога на других каналах). Причем с появлением и развитием индустрии производства сериалов подход не изменился. В начале 70-х годов советские зрители смотрели много вечеров подряд 12-серийные «Семнадцать мгновений весны», а сейчас российским зрителям предлагается посмотреть что-то многосерийное за ту же пару недель. Или даже быстрее. Свежий пример — 20-серийный фильм «Преступление», который Первый канал показал на этой неделе. За пять дней, по четыре часовых эпизода в день.
Эксперимент с «вертикалкой»
Нельзя сказать, что этот пережиток прошлого вообще никого не беспокоит. Осенью 2010 года Первый предпринял беспрецедентную акцию по внедрению вертикального программирования — за одну сентябрьскую неделю в традиционный сериальный слот (21.30) было представлено четыре премьеры — «Побег» (адаптированный американский «Prison Break»), комедия «Гаражи», мистическо-приключенческие «Голоса» и остросюжетные «Банды».
Гендиректор канала Константин Эрнст при запуске проекта говорил в интервью «Русскому NewsWeek», что «вертикальное программирование позволяет ориентироваться и на ту часть аудитории, которая системно телевизор не смотрит, но раз в неделю может найти час, чтобы следить за понравившейся историей».
Но уже в январе 2011-го Первый вернулся к стандартной сетке вещания — эксперимент провалился.
Из четырех сериалов только «Побег» и только в первую неделю попал в тройку лидеров сериального рейтинга, по данным «TNS Россия» (сейчас — «Медиаскоп»); к концу ноября «Побег» остался в десятке (на восьмом месте), а остальные шоу вылетели из топ-10. Отметим, что другие каналы (в первую очередь — «Россия 1» и НТВ) сохранили горизонтальное программирование, а НТВ в момент запуска эксперимента Первого «выстрелило» двумя хитами — сериалами «Глухарь. Возвращение» и «Морские дьяволы – 4».
Другие попытки отечественных телевизионщиков перейти к вертикальному программированию были значительно скромнее.
СТС в 2013-м отдал вечер пятницы мистическому сериалу «Ангел или демон», планируя в дальнейшем полностью посвятить мистике этот день, чтобы привлечь поклонников этого жанра. Но и этот эксперимент провалился — несмотря на отсутствие сериальных показов у каналов-конкурентов по пятницам. «Ангел или демон» в итоге переехал на воскресенье, а второй сезон был показан на международном СТС International. Первый канал осенью 2015 года выпускал сериал «Метод» с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой по воскресеньям, ближе к полуночи — и даже получил неплохие рейтинги для данного времени эфира; но «Метод» изначально был слишком жестким для стандартного слота, а поздний вечер воскресенья, как правило, свободен для различных нововведений.
Май не близко
Александр Масляков во время съемок юбилейной игры КВН, 2006 год
Михаил Климентьев/ТАССВ итоге и анонсировать предстоящие сезоны российским телеканалам по большому счету незачем. Все тот же Первый в сентябре 2014-го выделил целое воскресенье на проект «Старт сезона», в котором представил все шоу, что собирается показать в ближайшие девять месяцев. Во время трансляции велось голосование зрителей, которое показало подразумевающуюся консервативность аудитории Первого — лидерами стали «Клуб веселых и находчивых» и спортивная игра «Большие гонки», «Поле чудес» с Леонидом Якубовичем, «Пока все дома» с Тимуром Кизяковым, «Модный приговор» и «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.
Показ заявленных сериалов в итоге был растянут почти на два года — вмешался кризис и общее сокращение производства новых шоу; но, поскольку точных дат никто не называл, это прошло незаметно.
Впрочем, и другие российские каналы, которые анонсируют будущие сезоны — в последние годы это регулярно делают, к примеру, НТВ и СТС, — также не называют конкретных дат премьер, им более важно презентовать новые проекты. Это, конечно, в определенном смысле неудобно: любой продукт нуждается в рекламе, а рефрен «смотрите в новом сезоне» в проморолике даже самого качественного сериала (или любого другого шоу) оказывается почти равен утверждению «в другой жизни». И иногда такую рекламу приходится просто снимать с эфира — если показ рекламируемого шоу переносится на другую дату. Сравните с промоматериалами хотя бы «Игры престолов», в которых за год до премьеры нового сезона уже стоит конкретная дата. Даже увлекающегося Дэвида Линча канал сумел убедить, что точная дата за несколько месяцев до выхода первой серии — это много дополнительных зрителей, которые найдут способ отложить все дела и посмотреть долгожданное шоу.
За экспериментом Первого по внедрению вертикального программирования, кстати, с интересом следила вся отрасль. Любопытно, что проект все же не был прерван, его довели до конца — все сериалы были показаны до последней серии, несмотря на ужасающее положение с рейтингами. Но тот опыт все же оказался познавательным — под занавес «вертикалки» Эрнст в интервью журналу «Афиша» сказал, что на это программирование нужно переходить не какому-то одному каналу, а сразу нескольким. Правда, за прошедшие годы договориться, видимо, не удалось — российское телевидение по-прежнему живет по смешанной схеме, а зрители узнают о премьерах в лучшем случае за несколько недель до их выхода в эфир. И пока ситуация не изменится, своего «мая», когда все каналы дружно рассказывают о планах на следующий сезон, причем с точными датами, — у нас не будет.