Небольшой уголок в огромных галереях. За столом сидят военные — у некоторых погоны с номерами полков, у других петлицы и плечи уже без этих пережитков старины. Позади стола стоят двое гражданских в пиджаках и шляпах, а во главе сидит Владимир Ленин в том образе, который заставшие СССР хорошо помнят: лысина, усы и небольшая бородка «клинышком». Военные курят, Ленин что-то говорит, встает, обходит стол, указывает карандашом какие-то места на карте Петербурга, идет дальше.
Но самое интересное действие разворачивается на стене, у которой стоит стол, — на ней по мере движения Ленина растут тени.
Огромные, намного больше тех, кто сидит, намного больше самого Ленина, который и так не отличался большим ростом. Когда он замолкает, тени замирают — а потом начинают трепетать, словно пламя свечи. Только пламя темное, каким оно и должно было быть летом 1917 года.
Кинокомпания Star Media снимает в Большом винохранилище, на внушающей уважение обширными пространствами выставочной площадке ЦСИ «Винзавод», один из эпизодов докудрамы «Ленин». Это 12-серийный биографический фильм о вожде российских коммунистов, авторы которого собираются рассказать обо всей жизни своего героя, от детских лет («когда был Ленин маленький, с кудрявой головой»). Проект делается для Первого канала и должен выйти в телевизионном сезоне-2017/18; точные сроки премьеры пока не называются, но, возможно, выход «Ленина» будет приурочен к столетней годовщине Октябрьской революции, в которой герой фильма сыграл главную роль.
Продолжение ленинианы
В принципе, биография Владимира Ленина общеизвестна — но опять же для тех, кто застал СССР. В то время шла лениниана — в кино, литературе и театре, собрание сочинений Ленина (полсотни толстых томов) была непременным атрибутом каждой библиотеки, цитата из работ вождя обязательно должна была присутствовать в любой научной работе независимо от темы. Кроме того, в каждом городе имелись памятник Ленину (с которыми сейчас сражаются на постсоветском пространстве), улица Ленина (их тоже переименовывают, но это проект века) и еще что-нибудь (от предприятия до дома культуры) имени Ленина. Еще регулярно проводились ленинские субботники (как правило, в апреле, в его день рождения), да и вообще — Ленина в СССР было до безумия много. Но чего-то подобного снимаемому «Ленину» так и не появилось.
«Такое подробное и правдивое описание жизнедеятельности Ленина и его соратников, как в нашем фильме, неизбежно могло вызвать в сознании советских людей логические противоречия, — поделился с «Газетой.Ru» сопродюсер и автор сценария докудрамы Игорь Липин. — Именно это и являлось тем фактором, который не позволил литераторам, кинематографистам и историкам создать объективную литературную или киноверсию биографии Владимира Ильича».
Липин указал, что со дня обретения Лениным и большевиками власти началось мифотворчество в их отношении, а любой миф держится на короткой и емкой истории, которая не предполагает документальных подробностей.
С помощью байопиков исторических персон можно разрушить устоявшиеся представления, мифы и развенчать привычный образ, уверен продюсер фильма Валерий Бабич. По его словам, «развенчание» — самое распространенное направление в современной документалистике.
«Но, при всей популярности этого подхода, у него есть существенный недостаток: широкая аудитория далеко не всегда подготовлена и попросту не понимает, что именно здесь сенсационного, — отметил Бабич.
— Если зритель ничего не знает о герое фильма, об обстоятельствах его жизни и исторической эпохе, то трудно ждать, что он живо отреагирует на развенчание чего-либо».
«Наша задача — рассказать историю с самого начала и дать зрителю возможность самому оценивать или выносить приговоры, — рассказывает продюсер. — Мы стремимся не искать сенсации в наших сюжетах. Быть объективными до конца. Полностью избежать оценок, конечно, невозможно, но мы стремимся именно к этому».
Азбука докудрамы
Докудрама — это жанр документального фильма, в котором исторические события реконструируются с помощью актеров. Появился он во второй половине XX века, хотя к докудраме относят и, к примеру, фильмы Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и «Октябрь», снятые в середине 1920-х годов. Сейчас этот жанр широко распространен на телевидении, причем создатели таких фильмов восстанавливают самые различные периоды истории человечества — например, шестисерийная картина канала BBC One «Древний Рим: Расцвет и падение империи» была посвящена семи векам истории, со II века до н.э. до V века. К докудраме можно отнести и, к примеру, отчетливо художественные фильмы — «Боец» Дэвида О. Расселла с Марком Уолбергом или «127 часов» Дэнни Бойла с Джеймсом Франко.
В России приемы докудрамы использовали в своих картинах Леонид Парфенов и Алексей Пивоваров.
Для Star Media этот жанр является одним из основных — в библиотеке компании есть, к примеру, циклы «История государства Российского» (от основания и до Смутного времени), «Великая война» (отдельные эпизоды Великой Отечественной), «Первая мировая» или «Романовы». Последний проект компании, показанный в мае и июне этого года по Первому каналу, — цикл из восьми фильмов «Страна Советов. Забытые вожди», в которых рассказывалось о руководителях СССР, а среди героев были Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов и Феликс Дзержинский. Любопытно, что этот сериал вызвал необычно высокий интерес зрителей — первая серия про Берию, показанная днем в воскресенье, попала в топ-100 самых популярных программ (по данным «Медиаскопа»). Игровые реконструкции – это лишь часть формата докудрамы. В «Ленине» также будет очень множество интересных графических приёмов. Будут показаны действительно уникальные документы, ранее нигде не публиковавшиеся.
Задачи просто проиллюстрировать закадровый текст при работе над докудрамой не стоит, рассказал режиссер «Ленина» Виталий Скородумов.
Съемки фильмов такого жанра, по его словам, — это решение проблемы выразительности и поиск инструментов для этого.
«Нужно изобрести некую азбуку, а уже с ее помощью научиться складывать слова, чтобы что-то донести до зрителя, — рассказал режиссер. — Сначала азбука используется в бытовом контексте, а потом элементы быта становятся символами. И главная сложность в том, чтобы заставить обычные бытовые вещи звучать как символы».
По словам Валерия Бабича, в художественном сериале или фильме авторы вправе толковать историю и биографию героя совершенно вольно, так как реальный исторический персонаж является лишь поводом для создания собственного героя. А авторы могут усиливать его положительные качества, игнорируя отрицательные, продолжает продюсер, либо, наоборот, приводить выгодные для сюжета факты биографии, опуская те, которые их сюжету мешают.
«Именно поэтому сериал и художественный фильм не являются документальным рассказом. Да и сам сюжет игрового кино заставляет авторов многое придумывать, — заключает он. — Другое дело, что зритель должен отличать реальную биографию Авраама Линкольна и королевы Виктории от кинофильмов об этих героях».
Авторы документального кино таких фантазий себе позволить не могут, уверен Бабич.
«Им, как и создателям игрового кино, также приходится выбирать, о какой грани жизни и деятельности героя они будут говорить, — уточняет он. — Но, начиная этот рассказ, документалистам приходится помнить, что все их повествование, включая и собственные версии, должно быть подтверждено документами, зачастую не одним, а несколькими».
Продюсер отмечает, что даже документальный фильм, как бы он ни был близок к точке зрения профессиональных историков, не является исторически достоверным «кинодокументом».
Ленин из Англии
«Ленин» — проект более масштабный, чем «Забытые вожди», как по замыслу, так и по реализации. Съемки фильма начались еще в прошлом году, отдельные сцены снимались в разных городах России — Москве, Петербурге, Казани, Ульяновске, а также в Европе — Женеве, Лондоне, Цюрихе, Мюнхене, Париже, Кракове, Стокгольме, Брюсселе, Ницце, Хельсинки. Даже Ленина играли актеры нескольких возрастов, не говоря уже о других исторических персонажах, которых подбирали по похожести на их героев. Авторы картины отмечают, что была проведена огромная работа в архивах — и игровые сцены исторической реконструкции будут соседствовать с кадрами подлинных документов.
Ленина времен Октябрьской революции (сцена, которую снимали на «Винзаводе», — это июль 1917-го, подготовка к Июльской демонстрации) играет британский телепродюсер Питер Карлтон (среди его работ на телевидении, к примеру, сериал «Отморозки»). Кроме исполнения заглавной роли Карлтон также стал одним из продюсеров «Ленина».
Карлтон в разговоре с «Газетой.Ru» вспомнил, что, будучи студентом, изучал историю Европы, русскую революцию и даже написал эссе о роли личности в истории, в котором размышлял о том, Ленин сделал русскую революцию или русская революция сделала Ленина.
«Эта тема для меня была предметом особого интереса. И когда Влад (Влад Ряшин, генпродюсер «Ленина». — «Газета.Ru») спросил меня, не хочу ли я сыграть этого героя в сериале, мне ничего не оставалось, кроме как согласиться, — рассказал Карлтон. — Это было, конечно, совершенно удивительное предложение — но я увидел в нем шанс проникнуть в суть этой исторической фигуры, понять его мотивы и решения».
На вопрос из своего эссе Карлтон, кстати, ответил, что справедливо и то утверждение, и обратное, что это был взаимный процесс.
«Это как в серфинге — человек на доске может ждать волны, может оседлать волну, но он не управляет волной, он только использует ее для движения. Революции нужен был лидер, Ленину нужна была революция — вот так они и встретились», — заключил он.
Как относиться к Ленину
«Для меня Ленин прежде всего человек, со своими достоинствами и недостатками, — рассказывает автор сценария Игорь Липин. — Но до работы над проектом он представлялся мне прежде всего одержимым ортодоксальным марксистом».
В советские времена поступки и морально-нравственная сторона жизни партийных функционеров были недоступны советскому народу, добавляет он.
«Отказ от этических ограничений в выборе средств для достижения целей формировал некий тип функционера, «готового на все». Начало подобной партократии положил сам Ленин, — рассказывает Липин и приводит цитату Ленина «нужда в честных — отчаянная». — За этими словами кроется его потребность в людях с чувством совести и лично преданных ему».
Липин отметил, что в большевистской партии ручательством безупречности руководителей служило владение марксистко-ленинской фразеологией, партийный стаж и личная преданность вождю, а такая конструкция заведомо обречена на провал из-за отсутствия в ней общечеловеческих нравственных принципов.
«Эти выводы нашли отражение в нашем фильме, в котором Ленин выглядит таким, каким он был на самом деле», — заключил сценарист.
Питер Карлтон на вопрос, повлияла ли работа в сериале на его отношение к Ленину, ответил, что за прошедшие со студенческих времен годы понял лишь, насколько сложна и сложносоставна история и как сильно она влияет на людей.
«Ленинское желание влиять на судьбы людей и истории — видимо, сильнейший наркотик, дикая сила, — рассказал он. — И в условиях того времени помнить о моральных принципах и четко держаться того, что хорошо, а что плохо, — исключительно трудно».
Карлтон напомнил, что одни называют Ленина мерзавцем, другие — безумцем, третьи — идеалистом.
«Но какую бы позицию вы ни заняли, понятно, что его идеи были воплощены ценой многих и многих смертей и насилия, — рассказал он, добавив, что в какой-то момент сыгранный им герой просто позволяет всему этому происходить, причем непонятно почему.
«Может быть, он ни во что не ставит человеческую жизнь, а может, его просто сметает история. Может, он потерял человеческое зрение — и жизни миллионов людей перестали для него что-то значить», — заключил Карлтон.
«История — это наука, — напоминает Валерий Бабич. — Порой сухая, порой скучная и не всегда увлекательная, как кино. Кроме того, история не стоит на месте — ученые проводят новые изыскания, спорят друг с другом, меняется оценка многих исторических событий. А документальный фильм — это художественно-документальное произведение, не более того. Это некое совокупное мнение или высказывание авторов фильма и историков на заданную тему».
Задачу документалистов Бабич видит в том, чтобы увлечь зрителя поднятой в фильме темой, подтолкнуть его к чтению книг и открытию новых интересных фактов.
«И если после этого зритель не согласится с нашей точкой зрения, мы будем считать, что не зря делали свою работу», — заключает продюсер.