Владимира Толоконникова называют актером одной роли — и в его случае это, пожалуй, более чем справедливо. Все знают Полиграфа Полиграфовича Шарикова из фильма Владимира Бортко «Собачье сердце» именно в исполнении Толоконникова. После выхода экранизации одноименной повести Михаила Булгакова — в 1988-м, в разгар горбачевской перестройки, — созданный из пса человек мгновенно обрел узнаваемые черты. Сам актер жаловался, что у него и автографы тогда брали как у Шарикова — мало кто помнил настоящую фамилию артиста алма-атинского театра.
Слава пришла к Владимиру Толоконникову довольно поздно.
Он родился в 1943 году, после школы несколько раз пытался поступить в московские театральные вузы — но неудачно. Актер рассказывал, что ему отказывали в том числе и из-за характерной внешности — мол, подходящих вам персонажей будет немного. Он справился — отслужил в армии, попробовал еще раз поступить — во ВГИК, но в итоге учился в Ярославле. А после окончания учебы Толоконников уехал в родную Алма-Ату, в город, с которого и началось его увлечение театром. В детстве он посещал детскую театральную студию при Алма-Атинском ТЮЗе, в которой в свое время также занимались народный артист России Александр Филиппенко и режиссер Вадим Абдрашитов.
В Алма-Ате Толоконников проработал один сезон в ТЮЗе, потом его пригласили в Республиканский Академический театр русской драмы имени Лермонтова — крупнейший театр Казахстана, где он и прижился. Начинал, как и все новички, с эпизодов, потом ему начали предлагать и главные роли. Толоконников играл кардинала Вулси в «Королевских играх» Григория Горина, Луку в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне», Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери».
В кино Толоконников долго не появлялся, что вполне объяснимо — театров в СССР было множество (около четырехсот), актеров в них еще больше, так что даже просто попасть на пробы было непросто. Даже в местный «Казахфильм», благодаря которому актер все же получил пару строчек в своей фильмографии.
Удача улыбнулась Толоконникову в конце 80-х, когда Бортко искал своего Шарикова.
Искал долго, перебирал всех звезд советского кинематографа, обладающих подходящей внешностью, — среди кандидатов были, к примеру, Николай Караченцов и Алексей Жарков. В этот же список попал и никому не известный — в смысле киноролей — алма-атинский актер Толоконников. Его пригласили на пробы, и позже Бортко вспоминал, что уже после первой сцены (актеру предложили сыграть сцену с выпивкой — «Желаю, чтобы все!») уже стало ясно, кому достанется эта роль.
Дальнейшее известно — черно-белая двухсерийная экранизация Булгакова стала хитом того времени, Толоконникова стали узнавать на улицах и просить автографы. За эту роль актер получил Госпремию РСФСР имени братьев Васильевых и почти немедленно превратился в своеобразный бренд родного театра. Кстати, почти одновременно с фильмом он сыграл ту же роль и в театре имени Лермонтова — правда, от этой постановки никаких видеосвидетельств не осталось.
В год выхода «Собачьего сердца» Толоконникову было 45 лет.
Он, наверное, мог бы конвертировать этот успех в нечто большее — но вмешался распад СССР, общий упадок постсоветского кинематографа. Толоконников так и играл в алма-атинском театре очень разные роли, но выбирался и в Россию — его приглашали сниматься в кино, правда, столь же громких ролей, как Шариков, с ним уже не случилось. В его фильмографии более 40 картин, среди которых сериалы «Участок», «Убойная сила», «Солдаты» и многие другие, а также комедия Петра Точилина «Хоттабыч», в которой Толоконников сыграл главного героя.
Есть много актеров, которых помнят по какому-то одному, очень яркому персонажу. Для Толоконникова таким стал герой повести Булгакова. Пусть отрицательный, неприятный тип, который противостоит профессору Преображенскому, — но с помощью сыгравшего его актера ставший настолько обаятельным, что его даже становится жалко.