Для полного погружения в мир виртуальной реальности на площади установили специальный зеркальный куб, благодаря которому зрители – участники постановки с максимальной точностью смогут оказаться на месте героя спектакля — в прямом и переносном смысле. В первые секунды просмотра кажется, что в окружающем мире ничего не изменилось — за исключением, может быть, времени суток и появления роскошного желтого автомобиля. Перед глазами по-прежнему Площадь Сити, вокруг все те же небоскребы.
Ничего нереального и фантастического — до того момента, пока не захочется посмотреть на небо, по которому прямо на зрителя надвигается переливающийся всеми оттенками красного планета Марс.
Зрелище само по себе завораживающее, однако происходящее справа и слева заставляет отвлечься от планеты, висящей прямо над головой. Желание скорее посмотреть каждый уголок этой реальности сопровождает на протяжении всей постановки, отчего виртуальные глаза прямо-таки разбегаются.
Замысел VR-спектакля реализовали две молодые, но заметные театральных фигуры, находящиеся сейчас в центре внимания: пьесу написал Валерий Печейкин, штатный драматург «Гоголь-центра» (среди прочего, написавший переложения «Метаморфоз» Овидия и Шекспира для «Сна в летнюю ночь»), а поставил ее режиссер Максим Диденко, сделавший «Конармию» в Центре Мейерхольда, «Пастернака» в «Гоголь-центре», а также «Идиота» и «Цирк» в Театре Наций.
Герой — космонавт, потенциальный покоритель просторов Марса. В ходе действия мы узнаем, что перед полетом ему было положено последнее испытание — попугаи в клетке: уделит ли он им внимание, когда оно потребуется. О том, насколько неравнодушен к судьбе птиц оказался персонаж, будет судить человек в белоснежном костюме, своим видом напоминающий то ли доктора, то ли ученого. Ему помогает блондинка в белом халате и модных туфлях. Разговаривают эти персонажи с героем сурово, смотря прямо в его, то есть наши с вами глаза.
Судить его будут тоже строго. В спектакле мы застаем героя на больничной каталке, у которой доктор и его помощница ждут ответа на вопрос —
почему он так и не подошел к клетке с попугаями, когда оттуда доносился птичий крик.
Ясно, что последнюю проверку перед отлетом герой провалил. Как и девушка, лежащая по соседству с ним, также связанная и пытающаяся освободиться — до тех пор, пока ее не успокаивают электрошоком и не увозят в железном контейнере. Происходящее пугает, монолог доктора, обращенный к герою, заставляет нервничать все больше, но именно в этом монологе и лежит ключ к понимаю, почему подойти к клетке с попугаями было так важно для будущего жителя Марса.
Главный герой спектакля, он же человек в белом, —
актер Риналь Мухаметов, игравший ранее в постановках Диденко в «Гоголь-центре», а также в фильме «Притяжение» и сериале «Оптимисты».
Роль его помощников исполнили актеры Мастерской Дмитрия Брусникина — Марина Васильева, известная по таким кинокартинам, как «Нелюбовь», «Как меня зовут», и актер Василий Буткевич, игравший в фильмах «Хороший мальчик» и «Тряпичный союз».
«Когда мы прочитали пьесу в первый раз, даже испугались: в пьесе много жестокости, неоднозначных действий, — рассказывает театральный продюсер Светлана Доля, — но через какое-то время мы поняли, что в ней содержится фундаментально важная для нашего времени и страны идея о том, что самое главное, чем должен обладать человек будущего, это не сила, и не ум и даже не здоровье. Для того чтобы полететь на Марс и начать покорять новые земли, человек в первую очередь должен остаться человеком. Внутренняя эмпатия к окружающим — это самое главное, что должно остаться у людей будущего».