Паоло Вилладжо родился в 1932 году в Генуе и в кино пришел в достаточно взрослом возрасте. Он закончил престижную школу Liceo ginnasio Andrea Doria, в юности собирался стать юристом, но обучение по этой специальности не закончил.
Долго работал на разных должностях и в разных фирмах — от официанта до клерка в большой сталелитейной компании Italsider. Большой жизненный опыт пригодился Вилладжо, когда он решил стать комиком, — по совету одного из приятелей будущий актер устроился в кабаре, откуда и попал на телевидение и радио. В этих передачах он и представил впервые придуманных им героев, один из которых и превратился затем в трусливого и неудачливого бухгалтера Уго Фантоцци.
Основой для этого персонажа стал сам Вилладжо, и, возможно, Фантоцци был ему ближе, чем похожий на него Фраккия, хотя актер активно использовал оба образа. Но именно Фантоцци стал героем его книги, изданной в 1971 году, содержащей короткие рассказы о приключениях этого бесхарактерного балбеса. Книга оказалась очень популярной, ее перевели на множество языков (в том числе и на русский), и Вилладжо написал к ней три продолжения.
Окончательно успех персонажа закрепила кинокомедия «Фантоцци», вышедшая в 1975 году.
Паоло Вилладжо снимался в кино и до этого — первые его роли относятся к тому времени, когда он только пришел на телевидение. Он играл, например, у Серджио Корбуччи в спагетти-вестерне «Какое отношение мы имеем к революции?», изображал другого бухгалтера (не Фантоцци) в комедийной драме «Наведу порядок в Америке и вернусь». Но «выстрелил» именно «Фантоцци».
В Советском Союзе западную кинопродукцию массовый зритель знал очень избирательно, и проводившийся раз в два года Московский кинофестиваль повлиять на вкусы многомиллионной аудитории, очевидно, не мог. Поэтому любили Жерара Филипа и Джину Лоллобриджиду («Фанфан-Тюльпан»), Жана Марэ («Фантомас» и его продолжения), Луи де Фюнеса, Пьера Ришара и Жерара Депардье — за совершенно чудесные комедии, которых просто не хватало, несмотря на работы Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая.
В этот ряд попал и полноватый итальянец Паоло Вилладжо.
Уго Фантоцци сложно сравнивать с каким-то другим комедийным персонажем. Этот бухгалтер перенес столько невзгод и лишений в единицу времени, что его в какой-то момент становилось просто жалко. При этом Вилладжо не издевался над своим героем — он просто утрированно показывал то, что пережил, работая бесправным клерком в промышленном гиганте Italsider. Любопытно, что когда эта компания была закрыта в конце 80-х, после славной столетней истории, фильмы о Фантоцци продолжали выходить.
Паоло Вилладжо (30 декабря 1932 — 3 июля 2017) — итальянский актёр, комик, режиссёр и писатель, известный советским и российским зрителям по образу незадачливого бухгалтера Уго Фантоцци
APВсего Фантоцци появился в десяти картинах.
Вилладжо был сценаристом всего цикла, а один фильм — «Фантоцци против всех» 1980 года — поставил в качестве режиссера.
Но только этим бухгалтером его фильмография не ограничивается — он воплощал на экране и агента по недвижимости Джандоменико Фраккию (например, в ленте «Фраккия против Дракулы»), поразил советских (не только, разумеется) зрителей новой интерпретацией романа Дефо «Сеньор Робинзон». Всего Вилладжо снялся почти в восьмидесяти картинах, среди которых есть работы Федерико Феллини («Голос луны») и Лины Вертмюллер («Чао, профессор»). А в 1992-м получил почетного «Золотого льва» за достижения в кинематографе.
О смерти актера сообщила в своем блоге на Facebook его дочь Элизабетта Вилладжо.
«Прощай, папа, теперь ты свободен, чтобы снова летать», — написала она, опубликовав старую семейную фотографию.