Основной конкурс
В основном конкурсе — 13 фильмов со всех концов света. Три из них — из России.
Наибольший зрительский потенциал — у «Купи меня» от режиссера Вадима Перельмана.
Юлия Хлынина, знакомая по роли в сериале «Закон каменных джунглей», играет одну из многих русских девушек, поверивших в модельную карьеру за рубежом. Есть ощущение, что постановщик сериала «Измены» и «Дома из песка и пыли» Перельман расскажет ее историю не хуже, чем это мог бы сделать Франсуа Озон.
Режиссер-сюрреалист Рустам Хамдамов, представляющий свои новые фильмы чуть ли не раз в семь лет, неожиданно обращается к японскому рассказу «В чаще», по которому уже снят знаменитый «Расемон». На этот раз страшная притча о том, что у каждого человека — своя правда, переносится в императорскую Россию.
Придворная фрейлина рассказывает юному наследнику престола сказку о том, как давным-давно в темном лесу кто-то убил цесаревича
— и каждый из свидетелей верил во что-то свое.
А Владимир Котт, автор пронзительной «Мухи», покажет на ММКФ трагикомедию «Карп отмороженный» с Мариной Нееловой и Евгением Мироновым. Зрители еще не успели переварить говорящую стихами щуку из образовавшейся в Сочи «Проруби», а теперь им предстоит иметь дело с огромным карпом, который то ли спасет отношения матери и сына, то ли окончательно их погубит.
В фильме играет и Алиса Фрейндлих, и это уже вторая ее премьера за месяц после «Большого» Валерия Тодоровского.
Есть в конкурсе и экзотические криминальные триллеры. Корейский детектив «Обычный человек» может напомнить российскому зрителю «Майора» Юрия Быкова:
это история полицейского, вынужденного совершать выбор между настоящим правосудием и кровавой корпоративной солидарностью.
А датская «Преисподняя» — это северный ответ «Необратимости» Гаспара Ноэ, хроника схождения в ад во имя мести. Герой — хирург, который меняет свое лицо, чтобы внедриться в криминальный мир Копенгагена и узнать, кто убил его брата.
Непарадный репортаж из других стран — это как раз то, ради чего зрителям стоит пробиваться на нынешний фестиваль. «Хохлатый Ибис» — сентиментальное путешествие по могучему Китаю, который в этом фильме обещает предстать веселым, трогательным и рассеянным, а не привычно — для кинематографа этой страны — собранным, жестким и волевым. Главный герой — журналист из Пекина, отправившийся в глубинку на поиски хохлатого ибиса. Эта птица — символ Китая, и ее вымирание — метафора индустриализации страны. Индустриализация, в свою очередь,
не просто смена орудий труда, а смена моделей мышления, от мифологической к утилитарной.
В деревне это чувствуется острее — и именно туда герои и едут, призывая зрителя с собой.
А турецкая «Желтая жара» рассказывает о судьбе мигрантов в мусульманской стране. Минувший Каннский кинофестиваль уже задумался об этой проблеме, но предпочел осмысливать ее в понятных ему пределах Западной Европы. «Желтая жара» же рассказывает историю про Турцию — и для нашего зрителя это тоже шанс хоть немного узнать то враждебную, то союзную страну за пределами ее эпикурейских курортов.
«Симфония для Аны» зовет в Аргентину 1976 года — и собирается рассказать историю политических потрясений через призму отношений двух маленьких девочек. Революция, увиденная глазами ребенка, — это всегда интересно, но еще интереснее, что сорежиссер фильма Эрнесто Ардито до этого снимал только документальное кино. А значит, нас ждут совершенно особые оптика и драматургия.
Политические взгляды как препятствие для интимных чувств — тема, волнующая не только московскую публику, но и испанского режиссера Виктора Гарсию Леона. В его трагикомедии «Селфи» герой — благополучный ребенок попавшего в опалу коррупционера-министра — вдруг связывается со слепой девушкой-активисткой, ни разу не видевшей его мир, но мечтающей его разрушить.
Интересно, что, представив в 2017 году на фестиваль экспорт «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, Россия тайком импортировала для ММКФ четыре иностранных фильма о любви.
Финские «Звездачи» — хроника сексуальной революции 70-х, в водоворот которой попадают целые семьи — и взрослые, и дети.
Индийский «Утопленник» — драма о нарушенном табу и тоже, кажется, обращение к «Расемону»: фильм собирается показать, как переживают некрасивый развод двух героев самые разные люди, которых он затронул.
От индийской эксцентрики зрители смогут укрыться под зонтом дождливого японского фильма «Апрельский сон длиной в три года» — тоже истории о любви и предательстве.
Австрийский «Лучший из миров» — это, напротив, фильм о том, что с любимыми лучше не расставаться: мать-наркоманка, чтобы побороть зависимость, временно отдает маленького сына в приют. Но сила их притяжения, хочется верить, окажется так же велика, как и та сила, которая притянула в этом году в Москву столько удивительных фильмов.
Параллельные программы
В параллельных программах, возможно, чудес будет еще больше. Ожидается сильный десант из Канн. Во-первых, это взявшая на Лазурном Берегу Гран-при драма о борьбе ЛГБТ-активистов «120 ударов в минуту» Робена Кампийо. Во-вторых, ироничное и запредельно красивое «Роковое искушение» Софии Копполы — оно стало фильмом закрытия ММКФ. В-третьих, радикальный немецкий триллер о терроризме «На пределе», в котором
героиня Дайаны Крюгер, воплощение образа арийской валькирии, мстит за смерть мужа-турка.
А в-четвертых, несколько недооцененный «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичюса, в котором биография режиссера-бунтаря рассказывается хоть и без необходимого в таком случае заплыва за буйки, но все же на той глубине, где даже самый подготовленный зритель почувствует, что не может коснуться дна. Кстати, о «120 ударах в минуту»:
ММКФ в этом году покажет и российскую документальную гей-драму «Бабочки», кульминационные съемки которой проходили на другом фестивале — «Зеркало».
Есть надежда, что это зеркало в руках Тарковского фильм и защитит.
Будучи экватором фестивального года, ММКФ взял кое-что и с Берлинского киносмотра. Понятнее всего нам будет
«Ужин» с Ричардом Гиром, Дорой Линни, Стивом Куганом и Ребеккой Холл — мини-спектакль в духе «Резни» Романа Поланского о том, как взрослые люди собрались за одним столом, чтобы придумать линию защиты для своих детей-убийц.
А сюрреалистическим путешествием в мир призраков может оказаться взявший «Золотого медведя» фильм «О теле и душе» — странная история людей, связанных общими сновидениями.
В программе «Ночи страха» будет много ужастиков для тех, кто хочет пощекотать нервы — или, если станет скучно, соседей. В абсурдной «Осечке» Олег Тактаров и Дольф Лундгрен сражаются с зомби, а в стилизованной под ретро «Колдунье» девушка с сигаретой едет в кабриолете и одним взглядом убивает мужчин.
Еще интереснее — опыты российских актеров и режиссеров за рубежом.
В латвийской фантастике «То, что никогда не видит» герои Катерины Шпицы и Евгения Ткачука — медсестра и ученый — оказываются участниками любовного треугольника, одной из сторон которого является искусственный интеллект.
Фильм «Порту» — одна из последних ролей Антона Ельчина. В прошлом году эту мелодраму о любви вечного юноши к зрелой женщине уже хвалили на кинофестивале в Сан-Себастьяне. А режиссер из России Алиса Хазанова и наделавшие шуму в Каннах Илья Стюарт и Роман Волобуев (на этот раз — оба в амплуа продюсеров) сняли в Америке фильм «Осколки» — историю о треснувшей семье.