Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

И мальчики-газетчики в глазах

«Газета.Ru» — об эволюции индустрии новостей

От мальчиков на улице до дикторов новостей в пиджаках, от официоза до политических пристрастий, от доктрин о равенстве разных точек зрения до свободы слова и разнообразия — к чему пришла индустрия (теле)новостей за XX век.

Мальчика поменяли на радио

Совсем маленький, но юркий малыш с кипой свежеотпечатанных газет, бегущий по улице и выкрикивающий самые привлекательные — с его точки зрения — заголовки. Периодически малыша останавливают солидные джентльмены (редко — дамы) и покупают номер за одну монетку. Этот образ настолько растиражирован кинематографом, что стал своего рода визитной карточкой второй половины XIX и первых десятилетий XX века. Правда, в кино у подобной сценки была и иная функция: сообщить зрителю какой-то факт, который становится известен главным героям. Но и в реальности новости в те годы, по большому счету, узнавали примерно так — по выкрикам бегущих по улице разносчиков газет, которыми действительно часто становились маленькие дети, вынужденные идти работать, чтобы помочь своим семьям.

Перелом в деле информирования населения о свежих новостях случился между двумя мировыми войнами.

Если, например, об отречении Николая II страна узнала из срочных выпусков газет (которые разносили все те же вездесущие мальчишки), то о нападении Германии на СССР — из радиосообщения. Правда, сначала пришлось всех оповещать о том, что такое сообщение вообще будет — но тоже по радио, что стало шагом вперед по сравнению с криками на улице. А во время войны функции новостей выполняли выпуски Советского информбюро.

Две доктрины и Первая поправка

В принципе, тот радиоэфир полдня 22 июня 1941 года был внеплановым. А вообще регулярные новостные программы появились на радио еще в середине 1930-х. Руководство американской радиосети CBS пробивало новинку несколько лет после весьма удачного включения из бунтующей и охваченной пожаром тюрьмы в Огайо; дело было в 1930-м, на связь с радиостанцией вышел заключенный «Дьякон», который в прямом эфире рассказывал, что происходит. На то, чтобы продавить новостные выпуски, ушло несколько лет: спонсоры хотели иметь право вето на ту или иную новость, но в итоге сдались после взаимных угроз — радио становилось одной из главных рекламных площадок, соперничая в этом с привычными газетными объявлениями.

Любопытно, что в 30-е мало кто критически относился к самим новостям — с позиций сегодняшнего дня та паника, которую спровоцировала инсценировка «Войны миров» 30 октября 1938-го, выглядит, может, и забавно, но тогда слушатели верили любым сообщениям.

Кстати, авторы той инсценировки несколько раз во время трансляции предупреждали, что это всего лишь аудиоверсия фантастического романа, но не помогло.

Но больше в то время в США обсуждались проблемы, связанные с выдачей лицензий (этим занималась созданная в 1934 году Федеральная комиссия по связи, ФКС) и заявленной Первой поправкой свободой слова. Частичное решение нашлось уже в 1940-м и было названо «Доктриной «Мэйфлауэр» (Mayflower Doctrine); тогда ФКС не продлевала лицензию одной из бостонских радиостанций, которая поддерживала определенных кандидатов на государственные посты и выдавала в редакционных материалах свою оценку спорных вопросов — весьма нелицеприятную для сторонников противоположного мнения.

Впрочем, эта доктрина, по которой требовалось предоставить слушателям весь спектр мнений по важному для общества вопросу, продержалась недолго. В 1949-м ее сменила «Доктрина беспристрастности» (или объективности — Fairness Doctrine). По сути, ее концепция была той же самой, что и у «Мэйфлауэра», и содержала требование о равном доступе к эфиру лиц с разными точками зрения. В 1969-м эту доктрину признал соответствующей конституции Верховный суд США; в 80-е ее пытались превратить в полноценный закон, но Рональд Рейган посчитал, что Первой поправки достаточно, и наложил вето на решение конгресса.

Телевизионные новости появились уже в период действия «Доктрины беспристрастности», и поэтому, пожалуй, им было легче с ней смириться.

В первые годы (конец 40-х и начало 50-х) в этом сегменте соревновались вечные соперники CBS и NBC, и постепенно новостное вещание вышло на совершенно другой уровень. Появились круглосуточные новостные каналы вроде CNN, который во время войны в Персидском заливе в начале 1990-х вел прямые репортажи с мест боевых действий. Но в самих США популярными остаются все программы CBS — «CBS Evening News» и «60 Minutes», «Good Morning America» на ABC, а также «Today Show» NBC — самое продолжительное новостное шоу на телевидении, впервые вышедшее в эфир в 1952 году. Конечно, в каждой стране свои новостные каналы — зрители предпочитают смотреть новости на родном языке, и, например, информационный «Euronews» выходит в 150 странах и доступен на 13 языках.

Только «Время»

Споры западных журналистов о необходимости подходить к освещению событий объективно практически не затронули их советских коллег. Другое дело, что умолчания были распространены везде — как допустимое средство высказать определенную позицию, но именно в Советском Союзе они приняли форму, которую критикуют до сих пор. Появившаяся в 1968-м программа «Время» (до этого выходили «Телевизионные новости») могла спокойно пройти мимо тех событий, о которых сейчас был бы снят не один сюжет. И отмечая профессионализм создателей передачи, следует отметить, что фактически это было «агентство позитивных новостей», из сообщений которого можно было узнать, например, о рекордном урожае в Тамбовской области или выходе новой книги Леонида Брежнева, но нельзя — о вводе войск в Чехословакию или о ходе войны в Афганистане, не говоря уже о каких-то катастрофах в стране.

То есть то, что по нынешним временам являлось бы самой горячей новостью, просто не упоминалось, и узнавали об этом граждане по старинке, пользуясь слухами, которыми земля полнится.

С перестройкой и гласностью официозное «Время» стало сдавать позиции, поскольку успехи хлеборобов Черноземья уже никого не интересовали. В 1987 году Александр Невзоров в своих «600 секундах» — передаче на Пятом канале — за 10 минут успевал рассказать и об основных событиях в Ленинграде, и покритиковать власть предержащих. В программе Невзорова было все то, чего не было во «Времени», — и ее популярность просто зашкаливала. Любопытно, с течением времени ведущий и сама передача становилась все более политически окрашенными, в результате чего «600 секунд» превратились скорее в авторское шоу, перестав быть чисто новостными.

Закрылись «600 секунд» в 1993-м, когда новостного вещания в России было уже много, а его отличия от советского стали заметны невооруженным глазом.

В 1991-м появились «Вести» на ВГТРК («Россия 1»), в октябре 1993-го на том же Пятом вышли «Сегодня», быстро перебравшиеся на вновь созданный НТВ. «Время» с Первого хоть и пропадало на несколько лет (смененная другими новостями), но в середине 90-х вернулось с прежним названием, но в другом формате. Сейчас каждый центральный канал имеет собственную новостную программу, а холдинг ВГТРК — и собственный круглосуточный новостной канал «Россия 24».

И снова мальчик

О качестве теленовостей (на любом из каналов, наших и западных) сейчас не говорит только ленивый — мол, они все больше и больше становятся похожи на выпуски советского «Времени». На российском «2х2» в начале 2010-х даже выходили сатирические «Hobosti» (восстановленные в 2017 году после перерыва), пародировавшие этот своеобразный возврат в прошлое. Но именно новостные выпуски еженедельно становятся одними из самых рейтинговых передач; например, на прошлой неделе (с 5 по 11 июня) «Время» Первого канала заняло второе место среди самых популярных программ (рейтинг 5,6% и доля 16,8% по всей России — по данным «Медиаскопа»). Интересно, что «Местное время» (региональный блок «Вестей», который делают местные телекомпании) опередило федеральный выпуск «Вестей» (4,7% и 14,2% против 4,2% и 13,4%).

Впрочем, в наше время основной проблемой теленовостей стало не качество или соответствие какой-либо из «Доктрин».

Фактически сейчас происходит переход новостного вещания на новый уровень, ведь любой выпуск «Времени», «Вестей» или любой другой новостной программы, выходящий в определенное время, безнадежно опаздывает по сравнению с интернетом, в котором информация распространяется мгновенно. Причем это происходит на фоне того, что интернет уже практически справился с бумажной прессой — все больше изданий переходят в онлайн, либо отказываясь от привычной формы, либо комбинируя «бумагу» с интернетом, а иногда добавляя еще и видео. Этого не смогли добиться ни радио, ни телевидение — люди продолжали читать газеты весь XX век, предпочитая узнавать новости именно оттуда, а от других СМИ ожидая только некой абстрактной новостной картины текущего дня и визуальных (ну или аудио) развлечений. И не просто так многие телеканалы находят свое место онлайн, приходя к пользователю через соцсети и приложения и зачастую выдавая там новости раньше эфира. А в эфире предпочитая улучшать авторские программы — и не обязательно политические.

Так, первое место на прошлой неделе, например, занял сериал «А у нас во дворе…», а почетное третье — Андрей Малахов с ток-шоу «Пусть говорят».

Все СМИ — газеты, радио, телевидение — были созданы разными, но интернет уравнял их и заставил искать аналог того самого пэйпербоя — мальчика с газетой, который бегал бы по потенциальным зрителям-читателям-слушателям и сообщал им хотя бы заголовки. Эту функцию взяли на себя соцсети, и выглядят эти технологии как свора мальчиков, набрасывающихся на случайных прохожих и кричащих каждый свое. Особо сметливые и активные разносчики газет сами превратились в маленькие СМИ — вроде хозяев пабликов «ВКонтакте» или каналов в Telegram. Кстати, подписывайтесь на наши паблики «ВКонтакте» и Facebook и на наш канал Telegram!

Новости и материалы
Москвичам рассказали о погоде 27 декабря
Законопроект о бесплатных продуктах в магазинах внесут в Госдуму весной
Госпитализированный актер Евгений Косырев находится в тяжелом состоянии
Президент Панамы переговорит с Трампом о будущем Панамского канала
В аэропорту Казани из-за ограничений задержаны три рейса
Опрошенные россияне назвали оптимальную для себя стоимость вина
Россиянам рассказали, как обезопасить себя от киберугроз в праздничные дни
Эксперт объяснил необходимость отключения WhatsApp на миллионах Android-смартфонов
Мужчины тратят денег на покупки в видеоиграх значительно больше женщин
Эксперты назвали признаки неоригинального iPhone
Стало известно, сколько россияне потратили на покупку подержанных авто за 11 месяцев
Военный эксперт заявил, что ВС России зачищают плацдарм ВСУ южнее Курахово
Глава МЧС назвал зоны риска стихийных бедствий в следующем году
В России рассказали, что ждет Зеленского после СВО
В Британии заявили, что Кураховская ТЭЦ может стать новой «Азовсталью»
Над российскими регионами за ночь сбили 13 украинских беспилотников
Названа причина снижения цены на красную икру
Американский профессор предсказал трудности Европы из-за Трампа
Все новости