В XVI веке олигархическая Венеция слыла городом свободы, успешно противостоявшим более мощным государствам. Венецианский флот держал почти всю торговлю со странами Востока, а искусство утверждало богатство и мощь республики. Отсюда и любовь венецианских художников к пышным формам, золоту и роскошным глубоким цветам — словом, ко всему материальному миру, который они прекрасно умели изображать. Не случайно все они были блестящими колористами. Когда во Флоренции и Риме маньеризм плавно катился к бесплодному теоретизированию, венецианское искусство расцветало.
Венецианцы делали ставку на эмоциональное воздействие живописи, а также разрабатывали тот особый колорит, который называют «плотью, смешанной с кровью».
Тициан
Патриархом Высокого Возрождения по праву считается Тициан. Успех пришел к нему сразу, да и впоследствии художник был осыпаем почестями в течение всей своей долгой жизни. Во многом причиной этому стала новизна художественного мышления Тициана, прошедшего школу Джованни Беллини, а после учившегося у старшего своего современника Джорджоне. Именно в работе с последним молодой Тициан сложился как художник.
У Джорджоне он перенял интерес к пейзажу и декоративной композиции, а также свободное обращение с историческими и религиозными сюжетами.
Позже он порвет с камерностью Джорджоне, но в картине «Саломея», ставшей эмблемой выставки в Пушкинском, она еще со всей очевидностью прослеживается.
Всего на выставке представлено четыре работы Тициана, но «Саломея» из них самая примечательная.
Она хранится в собрании частной Галереи Дория Памфили в Риме и крайне редко покидает пределы Италии. Девичье лицо Саломеи здесь овеяно сдержанным сиянием красок, упавшая на лоб прядь придает ей чувственность, не свойственную библейским сюжетам, а служанка и вовсе переносит картину в бытовую плоскость. Правда, в зрелости Тициан откажется от этой мягкости форм и тихого любования земной красотой, чтобы создавать мощные колористические симфонии.
Большая часть произведений Тинторетто и Веронезе — художников следующего поколения — была создана в то время, когда еще был жив Тициан, и это влияние чувствуется в их работах.
Тинторетто
Тинторетто, среди прочего, представлен на выставке алтарными композициями, среди которых «Тайная вечеря» из церкви Сан-Маркуола, «Крещение Христа» из церкви Сан-Сильвестро и «Оплакивание», находящееся теперь в Галерее академии в Венеции. В отличие от Тициана, он вышел из демократических кругов — художник был сыном красильщика шелка.
По некоторым данным, он был так скромен, что брался за большие заказы, прося возместить ему только цену красок и холста.
Отсюда, вероятно, и происходит тот драматизм, помноженный на пренебрежение к радостям жизни, свойственный его живописи. Так, чтобы передать течение обыденной жизни и в то же время драматизм ситуации в «Тайной вечере», Тинторетто изображает апостолов в самом обычном трактире, но их фигуры при этом застывают, образуя статичную монументальную композицию.
Веронезе
Живопись Веронезе, которая во многом была антитезой «темному» творчеству Тинторетто, называют «светоносной». Он был великим декоратором, что видно, например, по представленной на выставке композиции «Венера, Марс и амур» из собрания Галереи Сабауда в Турине.
Однако Веронезе редко говорил об истории или мифологии — его больше занимали пышные вычурные одеяния и декоративная сила живописи в целом.
Тем не менее со временем его живопись усложняется: в работах появляется сложная, богатая динамика движения и резкие световые эффекты.
Почти все работы на выставке прибыли в Москву из Италии и лишь несколько работ — из российских собраний: одна картина — из Эрмитажа («Святой Георгий с принцессой» Тинторетто), а также «Воскресение Христа» Веронезе и композиция Тициана «Венера и Адонис» — из собрания Пушкинского музея. Выставка будет работать до 20 августа 2017 года.