Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Чаадский» и другие

Серебренников как оперный режиссер: 5 работ режиссера в музыкальном театре

1 июня в театре «Геликон-опера» — премьера оперы «Чаадский» в постановке Кирилла Серебренникова на музыку Александра Маноцкова. Политическая сатира, террористы и погоня за мифом: «Газета.Ru» рассказывает об этой и других избранных работах режиссера-ньюсмейкера в музыкальном театре — вне «Гоголь-центра».

«Фальстаф», Мариинский театр, 2006

Это был дебют Серебренникова в опере. И сразу — сверхточное попадание, как в жанр, так и в настроение публики.

Режиссер признался, что попробовать свои силы в опере его вдохновил Валерий Гергиев,

— собственно, во время премьеры именно он встал за дирижерский пульт. Герои Шекспира и либреттиста Арриго Бойто, который работал над классической оперой Джузеппе Верди, с легкой руки Серебренникова оказываются в XX веке — режиссер просто не может не говорить о современности. Впрочем, анекдот, в который обращается действие, пришелся бы Шекспиру по вкусу:

так, Фальстаф в исполнении Виктора Черноморцева на сцене сидит обнаженный по пояс в облаке пены, а затем делает «ласточку».

Другой герой поет, когда его вниз головой волокут по сцене за ноги. Здесь же — богач Форд едет по сцене в черном кабриолете марки Ford, а его дочь проводит время в салоне красоты. Зрители отреагировали именно так, как хотел Серебренников — со смехом. Словно вспоминая, что «Фальстаф» — все-таки грустная история, режиссер заканчивает свою оперу словами: «Все мы смеемся, но хорошо смеется тот, кто смеется последним».

«Золотой петушок», Большой театр, 2011

Безобидный — а может, для кого-то и очень даже обидный — политический китч Серебренникова, призванный высмеять власть, не только современную, любую. Классическая опера Римского-Корсакова в руках Серебренникова потеряла свою монументальность, а детская сказка Пушкина получила маркировку 18+. Опера ставилась на Новой сцене Большого театра: все пространство действия было занято грандиозными декорациями, дополненными люстрами, как в Московском метрополитене;

повсюду, даже на крышках ноутбуков, — двуглавый орел, превратившийся в двуглавого золотого петушка.

На сцене — карикатурные политические лидеры, выбранные с самых разных страниц российской истории, скачут вперемешку с казаками. И когда на сцене появляется вполне реальная баллистическая ракета класса «земля — земля», в зале смеются даже самые насупленные зрители. Однако Серебренников поставил оперу вовсе не для того, чтобы посмеяться, да и смеялся он не только над политиками. По мнению режиссера, Римский-Корсаков, прежде всего, концептуалист, а значит — ему нужна программа, история. «Золотой петушок» получился не насмешкой над российским прошлым и настоящим, а умным разговором о том, что же такое власть и какие метаморфозы происходят с человеком, в чьих руках она оказывается.

«Охота на Снарка», проект «Платформа», 2012

Группа путешественников — дамы в платьях, господа в black tie, бобер на каблуках и моряк — в течение часа поют а капелла в разных стилях: от джаза до рока и рэпа. Они ищут мифическое существо, Снарка, и даже думают, что он мог спрятаться где-то в зрительском зале: герои оперы обращаются к собравшимся, спрашивая, не завалялось ли у них немного Снарка. Так Кирилл Серебренников увидел одноименную поэму Льюиса Кэрролла, написанную в 1876 году. Кэрролл со своей «Охотой на Снарка» дал разгон зарождающейся литературе абсурда,

а Серебренников сделал из этого авантюрную, смешную и одновременно страшную — некоторые зрители плакали — постмодернистскую оперу.

Это сказка про команду людей, все имена которых начинаются на букву Б, решившихся найти Снарка, — обобщенное воплощение добра. Задача у героев Льюиса была не из легких, но то, что сделал Серебренников, оказалось еще сложнее: «Мы это делали как детский музыкальный спектакль. Но что-то мне подсказывает, что он не детский, то ли это театр детской жестокости или детской скорби. Что это такое, мы не знаем», — рассказывал режиссер после премьеры. Музыку к опере написал Юрий Лобиков, а роли сыграли участники «Седьмой студии».

«Саломея», Оперный театр Штутгарта, 2015

В 1905 году музыкальная драма Рихарда Штрауса «Саломея» по Оскару Уайльду стала скандалом десятилетия — по отзывам критиков, одноименная опера Серебренникова наделала разве что немногим меньше шума. Режиссер перенес действие библейской истории в театр военных действий «Исламского государства (организация запрещена в России)» (запрещенная в России организация). Оперу поставили в конце ноября 2015 года — зрители, еще не оправившиеся от парижских терактов, устроили Серебренникову овацию: он попал в самую точку их эмоций.

Его «Саломея» поднимает вопрос кризиса в западном обществе, вызванного самым беспомощным из человеческих чувств — страхом.

Во дворец Ирода Серебренников помещает видеоинсталляцию со сценами насилия, подобными тем, что выкладывает в интернет ИГ. Он меняет и образ главной героини: его Саломея — не символ превосходства женщины над мужчиной, а маленькая девочка, окруженная насилием, которая ищет любви — и не находя ее, становится насилием сама.

«Чаадский», Театр «Геликон-опера», 2017

Чем станет опера «Чаадский», премьерные показы которой пройдут с 1 по 4 июня, пока не знает никто: критику на репетиции не пускали, а из комедии Грибоедова «Горе от ума» можно сделать как острую политическую сатиру, так и философскую трагедию.

Происхождение фамилии заглавного героя проследить несложно: Чаадский — Чацкий — Чаадаев. Серебренников явно хочет вытащить на сцену прототипа литературного бунтаря, чью фамилию Грибоедов зашифровал в имени своего героя. Создатели использовали не только сходство Чацкого и Чаадаева:

в оперу сумели проникнуть строчки из «Записок сумасшедшего» Гоголя и персидские стихи, а композитор и автор либретто Александр Маноцков утверждает, что большое значение при создании оперы для него имел роман «Смерть Вазир-Мухтара».

С уверенностью можно сказать одно: Чацкий на сцене сойдет с ума, но не в домыслах света, а по-настоящему, как сходят с ума люди, на которых давит дух их времени.

Новости и материалы
На Западе рассказали о плане Зеленского до инаугурации Трампа
Путин рассказал о планах реконструировать 75 аэропортов по всей стране
Названы лучшие методы лечения СДВГ у взрослых
Путин рассказал о масштабах строительства и ремонта автодорог в России
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Все новости