Примерно пять лет назад, когда компания Netflix, до этого зарабатывавшая деньги прокатом DVD и сервисом потокового вещания, решила делать собственный контент, мало кто мог предположить, чем закончится эта затея.
Первый сериал, например, мог бы не понравиться зрителям, а на еще несколько попыток руководство сервиса просто не захотело бы тратить деньги.
Поэтому к своему дебюту на сериальном поле в Netflix подошли очень тщательно: за основу был взят старый английский политический триллер «Карточный домик» (выходил на BBC в начале 90-х), делать американскую версию пригласили Дэвида Финчера (он стал продюсером и режиссером двух пилотных эпизодов), а главную роль — амбициозного политика-демократа Фрэнка Андервуда — согласился сыграть Кевин Спейси.
Результат превзошел все ожидания.
До 2013 года замысловатые политические перипетии обычно сравнивали с «Игрой престолов», фэнтезийным сериалом канала HBO, а уже после первого сезона «Карточного домика» появился новый объект для сравнения. Кроме того, «Домик» выигрышно отличался от экранизации саги «Песни льда и огня» тем, что был ближе к существующим реалиям. И пусть на тот момент ситуация во властных структурах тех же США совершенно не походила на показанное в сериале (на тот момент Барак Обама всего год назад спокойно переизбрался на второй срок),
в качестве предупреждения — и даже маленькой политической видеолаборатории, где прорабатывались возможные политические сценарии, — «Карточный домик» был очень хорош.
Да и смотрели его не только на американском Netflix, но и, к примеру, в России, где тоже нашлись поклонники таланта Финчера и Спейси, а параллелей к сюжету «Карточного домика» у нас подобрать было легче легкого — недаром он стал одним из хитов сервиса «Амедиатека». Успех сериала, кстати, помог Netflix выйти едва ли не в лидеры сериалостроения и позволил сервису тратить вполне внушительные суммы даже на неудачные проекты (вроде закрытого после первого сезона «Отжига» База Лурмана).
Он вам не Трамп
<2>
За четыре года Фрэнк Андервуд успел стать президентом Соединенных Штатов, но своих привычек не поменял:
ложь и пренебрежение к чужим жизням, которые позволили ему занять высший пост, помогают сохранять должность и приумножать свое влияние.
Правда, в четвертом сезоне ему предстояло выйти на выборы, которые он поначалу проигрывал, но тогда авторы сериала довели президентскую гонку примерно до середины — оставив самое вкусное на следующий год. Да и то четвертый сезон Netflix показал весной 2016-го, когда сражение между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом было в самом разгаре и большинство было уверено, что победит именно Клинтон.
Уж слишком непредсказуемым и опасным выглядел тогда Трамп — почти как сериальный Андервуд.
Пятый сезон «Карточного домика» из-за всей этой политической неурядицы был задержан на пару месяцев. Правда, на время выхода повлиял и уход шоураннера Бо Уиллимона, который тянул сериал четыре года, но сдал свой пост сценаристам Мелиссе Джеймс Гибсон и Фрэнку Паглису. Но все продюсеры скорее просто ждали, кто станет президентом США в реальной жизни. Ведь рассказывающий именно об американском политическом классе «Карточный домик» — это не шпионская «Родина», в которой политики осталось не так уж и много, и авторы «Homeland» сделали нового президента женщиной — ведь на похождения экс-сотрудника ЦРУ в исполнении Клэр Дэйнс такие подробности никак не влияют.
20 лет амбиций
Как уже упоминалось, самое вкусное — выборы президента — создатели «Карточного домика» оставили на пятый сезон, но и в четвертом им удалось предугадать немало коллизий президентской кампании 2016 года — например, войну компроматов. Конечно, у Андервуда множество скелетов в шкафу и правду ему скрывать становится все труднее. А на повестке дня еще и война с Исламским халифатом (организация, потенциально запрещенная в России) — прямая отсылка к сирийско-иракским событиям, и отношения президента с женой (Робин Райт), амбиции которой все растут и растут.
Как это обычно бывает, многие фанаты сериала более всего ценят первый сезон и — с натяжкой — второй.
Но объективно говоря, «Карточный домик» все годы своего существования на месте не стоял, его герои развивались, их отношения усложнялись. Да и вообще этот сериал может продолжаться бесконечно долго, если, конечно, выдержат Спейси и Райт. И пусть авторам этого бесконечного сериала придется повторяться — политическая жизнь в США подчиняется определенному циклу, и, если Фрэнк Андервуд желает удержать власть и не сломать существующую демократическую систему, ему предстоит раз в четыре года проходить через суматоху избирательной кампании. Впрочем, с его подходом к решению проблем — и помощью жены, конечно, — это будет не очень сложно. Тем более что уже в трейлере упоминаются избирательные кампании вплоть до 2036 года. То есть минимум на двадцать лет амбиций «Карточному домику» должно хватить — главное, придумать способ обойти американскую традицию с двумя сроками.
Но тут на помощь может прийти Россия и ее президент Виктор Петров (сыгранный датским актером Ларсом Миккельсеном).
Напомним еще, что Netflix традиционно выкладывает для своих подписчиков сразу целый 13-серийный сезон. В России весь сезон с 31 мая будет доступен на сервисе «Амедиатека», а кроме того, «Карточный домик», покажет и канал TV1000 Premium HD.