Скриптонит «Праздник на улице 36»
Второй альбом Скриптонита должен был выйти сразу после дебютного «Дома с нормальными явлениями», но в итоге за время пути к слушателям он несколько раз сменил суть и название, так что меломаны уж было отчаялись и увлеклись сочинением пораженческих мемов. В итоге все произошло более чем стремительно.
Утром Адиль (Скриптонит) Жалелов сменил аватарку «ВКонтакте» на написанное от руки число «36», вечером — «Праздник» начался на всех возможных легальных и нелегальных площадках. Обложка альбома, на которой Адиль изображен в окружении веселых друзей, очевидно отсылает — пусть и неосознанно — к прорывному шедевру хип-хоп-артиста Кендрика Ламара «To Pimp A Butterfly». Такое сравнение ко многому обязывает, и музыкант выдерживает собственноручно выбранное испытание с честью.
«Праздник» получился короче «Дома», но при этом в полной мере демонстрирует другую ипостась Жалелова. Легко представить, что этим альбомом заслушиваются по другую сторону океана или, допустим, в потонувшем в смоге Бристоле — не зря Скриптонита уже высоко оценил не только его кумир Трики (большой друг лейбла Gazgolder), но и американский продюсер-хитмейкер Дипло.
Пластинка получилась менее стилистически разнообразной, но при этом собственно определить этот самый стиль по-прежнему не представляется возможным.
Адиль проделал блистательную продюсерскую работу над музыкой, но наибольшее восхищение здесь все равно вызывает голос, в котором соединились азиатская напевность, нерв соула и русское беспризорное отчаяние.
Забавно, что вскоре после выхода «Праздника» поклонники русского рэпа (от которого Скриптонит открещивается в том числе и в текстах здешних песен) стали упрекать артиста в бессмысленности лирики, обнаружив одну из главных проблем отечественной музыки – неспособность меломанов воспринимать слово не только как часть речи, но и как часть звука.
В случае с Жалеловым этот симбиоз является очевидной и совершенно осознанной необходимостью. Как и в лучших текстах его кумира Чарльза Буковски, точность формулировки и порядок слов здесь часто важней сюжета или умозрительной красивости, а за сбивчивым и внешне грязноватым потоком сознания отчетливо рисуется неподдельное чувство.
The Charlatans «Different Days»
Ветераны брит-поп-движения The Charlatans начали карьеру в самом конце восьмидесятых и в итоге остались несколько в тени позднейших последователей вроде Blur и Oasis. Зато, в отличие от молодежи, им удалось не растерять пыл и без малого три десятилетия спустя. В последние годы группа под предводительством вокалиста Тима Берджеса не слишком удачно бодрилась, но на тринадцатом альбоме, кажется, имеет шанс вновь вернуть утраченные позиции. «Different Days» — легко сыгранная психоделическая пластинка, что называется, «в лучших традициях». Работать над ней The Charlatans помогали коллеги уровня Джонни Марра (The Smiths) и Антона Ньюкомба (Brian Jonestown Masacre), но их участие растворено в общем мареве чисто британской психоделики с бликами мэдчестерских танцев. Лучший саундтрек приходящего наконец лета.
Крис Стэплтон «From A Room: Volume 1»
Со своим дебютом «Traveler» Крис Стэплтон заслуженно заработал «Грэмми» и моментально стал одной из звезд современного кантри. На «From A Room» бородач расширяет пространство борьбы за меломанские симпатии и жанровую палитру. Это очень хитовая и при этом компактная пластинка, которая идеально подходит как для созерцательных посиделок у окошка, так и для прогулок по городу, приобретающих под воздействием саундтрека черты рейда по прериям. Кроме того, альбом точно можно рекомендовать поклонникам Брюса Спрингстина – у Босса, который никак не допишет очередной сольник, растет более чем достойная смена.
Machine Gun Kelly «Bloom»
27-летний техасский рэпер Колсон Бейкер заработал имя благодаря двухлетней давности альбому «General Admission», с которым встал в один ряд с героями южного кантри-рэпа уровня Йелавулфа. «Bloom» должен развить успех той пластинки и заодно продемонстрировать хитмейкерский потенциал татуированного Колсона. С этой целью в компаньоны призван поющий рэпер Тай Долла Сай, а также певицы Хайли Стайнфелд и Камилла Кабелло. В целом же «Bloom» — хроника молодого гедониста, с готовностью и рвением вступившего в опасный для музыканта возраст. Впрочем, Бейкеру хватает ума и такта не нагружать слушателя своими проблемами, а облечь рефлексию в форму бодрого и тонизирующего саундтрека умеренно опасной городской жизни.
!!! «Shake The Shudder»
Нью-йоркские дэнс-рокеры !!! (читается как ChkChkChk) вот уже который год делают вид, будто танцевальный рок нулевых не отдал концы — и их доказательства жизни жанра получаются более чем убедительными. Если учесть поправку на стиль, !!! едва ли не единственные из всей волны дэнс-панка вывели идеальную формулу, позволяющую год за годом производить альбомы, легко преодолевающие грань между самоплагиатом и знаком качества. Дело тут, видимо, еще и в диско-заклинаниях образцового кудрявого фрика Ника Оффера, который по сей день умеет отправить в безудержный пляс толпу любого размера.
Afghan Whigs «In Spades»
<6>
Группа из Огайо под предводительством бонвивана Грега Дулли всегда занимала отдельное место в пантеоне героев 90-х. Дулли куда больше интересовался соулом и фанком, чем панк-роком и металлом, а песни у него выходили одновременно сырые и неуловимо барочные. Однако в наступивший в новом веке период стилистической мешанины и музыкального безвременья Грег вписался идеально: после нескольких лет в составе другой своей группы, The Twilight Singers, он возродил The Afghan Whigs — и вот выпускает уже второй после реюниона альбом.
Прошлый «Do To The Beast» демонстрировал блестящую форму потрепанных жизнью рокеров, «In Spades» — попытка выбраться на более экспериментальное поле.
Надтреснутые рулады Дулли здесь местами обрамляют струнные и духовые, отсылающие к Майлзу Дэвису и Марвину Гею — всегдашним кумирам Грега. В то же время, если фанатам рок-музыки пластинка может и не даться с первого прослушивания, она может прийтись по душе адептам нового R'n'B, поскольку являет яркий пример того, что в исполнении черной молодежи любовное томление выглядит, возможно, и красиво, зато голос взрослого мужчины звучит в этом жанре куда более убедительно.