Роджер Мур скончался во вторник, 23 мая, в швейцарской клинике в возрасте 89 лет. Смерть актера подтверждена его семьей. По их сообщению, Мур умер после короткой, но мужественной борьбы с онкологическим заболеванием. «Спасибо, папа, что ты был и что был таким особенным для столь огромного числа людей», — написали дети Мура.
Мур будет похоронен в Монако, церемония будет закрытой — в соответствии с его завещанием.
До Бонда
У Роджера Мура одна из самых длинных карьер в истории кино. Впервые он появился на киноэкране еще в 18-летнем возрасте, в 1945-м — правда, его имя тогда даже не писали в титрах. Он играл, например, солдата в драме «Совершенные незнакомцы» или римского легионера в историческом «Цезарь и Клеопатра» (фильм с Клодом Рейнсом и Вивьен Ли). Итогом этих съемок (а также работы в рекламе) стало подписание контракта с MGM, который, впрочем, большой выгоды не принес, а хитов в фильмографию Мура не добавил. Он перебивался на телевидении, где самыми большими его работами были сериалы «Айвенго», «Аляска» и «Мэверик».
А в 1961 году вышел сериал «Святой», сделавший Мура звездой.
Современная версия историй о Робин Гуде (по романам Лесли Чартерис) снималась в Британии, потом была куплена в США и в итоге разошлась по всему миру. Мур играл Саймона Темплара — главного героя этой серии — на протяжении шести лет. Теперь у него брали интервью, а он мог шутить о Шоне Коннери, который тогда был на коне благодаря съемкам в фильмах о Бонде. Джеймсе Бонде.
В 1973-м на коне оказался и Роджер Мур.
По слухам, его хотели ввести в эту франшизу еще в середине 60-х, но сложилось все только тогда, когда с роли агента на службе Ее Величеству ушел Коннери. Первым фильмом бондианы для Мура стал «Живи и дай умереть» 1973 года, и этот Бонд кардинально отличался от предыдущих инкарнаций учтивостью и даже некоторой мягкостью.
Бонд
Мур — самый долгоиграющий Бонд за всю историю бондианы и, разумеется, регулярно занимает лидирующие позиции в вечном конкурсе на лучшего исполнителя роли самого опасного агента короны.
Всего он сыграл в семи фильмах за 12 лет карьеры — после «Живи и дай умереть» были «Человек с золотым пистолетом», «Шпион, который меня любил», «Лунный гонщик», «Только для твоих глаз», «Осьминожка» и «Вид на убийство».
Однако природу его успеха на этом поприще не так-то просто объяснить. Коннери был брутальней, Пирс Броснан — сентиментальней, Дэниел Крейг — отмороженней и вроде бы ближе всех к оригиналу, написанному Иэном Флемингом. Однако писатель не зря, по легенде, вроде бы настаивал на том, чтобы роль агента с двумя нулями после Шона Коннери получил именно Мур, который, среди прочего, был на пять лет старше предыдущего исполнителя главной роли во франшизе.
Объяснить природу летучего обаяния Роджера сегодня так же сложно, как и сорок лет назад.
Возможно, дело в том, что после шотландца Коннери на должность заступил настоящий британец — утонченный, галантный, ироничный, но готовый, не расставаясь с мечтательной улыбкой и не теряя достоинства, укладывать с равным успехом красоток и негодяев.
Образ агента — полая, если разобраться, оболочка, готовая к любой начинке, — сел на Муре как идеально сшитый костюм и произвел на зрителя такое же впечатление, как подлинная икона стиля.
Неудивительно, что, несмотря на отсутствие сопоставимых ролей после ухода из бондианы, Мур продолжал приковывать к себе внимание даже в небольших ролях вплоть до официального ухода из кино в 2009 году. Впрочем, гуманитарная деятельность в ЮНИСЕФ ничуть не помешала ему продемонстрировать блестящую форму в рамках краткого возвращения к образу Бонда в рекламном ролике лондонской Олимпиады. Секретные агенты бывшими не бывают.