«Лаборатория городской фауны» появилась в 2011 году на волне повсеместного увлечения урбанистикой и перестройки городских пространств под эгидой ставшего тогда руководителем департамента культуры Москвы Сергея Капкова. Она позиционирует себя как партизанский сайнс-арт для веселых: отчасти сатирический, отчасти научный проект, участники которого выставляли в «скучном зоопарке» ворон и крыс, исследовали голубиный помет и делали скульптурные композиции из высушенного борщевика. Их интересуют дикие «вредители» и формы их взаимодействия с людьми, технологии и город в целом — то есть все, что растет, дышит и копошится за рамками наших представлений о «цивилизованном» и «комфортном».
Выставка «Городская сауна. Как я научился не беспокоиться и полюбил загрязнение окружающей среды» своим названием отсылает к фильму Стэнли Кубрика.
Это довольно типичное для «Лаборатории…» междисциплинарное исследование, балансирующее между наблюдениями за городской природой и современными технологиями.
Она соединила в себе две главы, одна из которых представляет собой архив, посвященный изучению зарождения жизни в Средневековье; здесь можно обнаружить выдержки из книг по философии, алхимии, естествознанию и подробный рассказ об опытах Франческо Реди — итальянского натуралиста, исследователя ядов и паразитов, опровергнувшего тезис о самозарождении жизни. Вторая — сделанные художниками объекты, представляющие собой формы жизни, которые могли бы зародиться в условиях современной цивилизации.
Основным художественным материалом вновь стали сухие стебли борщевика, органический компост и раскаленные микросхемы.
Наиболее адекватной рифмой опытам «Лаборатории городской сауны» служит альтернативная биология Дугала Диксона — британского палеонтолога и популяризатора науки, который, проектируя бестиарий будущего («После человека: Зоология будущего»), размышляет, в какую сторону двинется эволюция, основанная на существующих в настоящее время видах: во что вырастут кролики, крысы и белки, как изменятся география и климат через 50 млн лет.
Участники «Лаборатории...», в свою очередь, показывают, каким предстанет городской ландшафт будущего и что будет с животными и растениями, облученными всей той техникой, которую производит человек.
Такой немного простодушный футуризм в соединении с исследованием разрушительного эффекта, который человек оказывает на природное равновесие, превращает «Городскую сауну» в программное художественное высказывание об осознанном потреблении и осознанном же отношении к окружающей нас действительности.