В случаях, подобных данному — а засобиравшиеся на покой Deep Purple находятся на сцене с 1968 года, — обычно выбирают один из двух вариантов. Либо дать жару напоследок, либо размеренно и меланхолично подвести итоги почти 50 лет жизни в искусстве.
И хотя в альбоме и имеется пара относительно спокойных вещей, Deep Purple ожидаемо предпочли первый, энергичный вариант.
Релиз открывается уже знакомой «Time for Bedlam» — она вышла на одноименном EP еще в прошлом году. Четыре с половиной минуты напористого пафоса проносятся мимо на волнах органных клавишных — и совершенно не оседают в памяти, как бы настойчиво ни напоминал сильно искаженный голос Иэна Гиллана о предстоящей встрече в аду.
Следующая, наполовину блюзовая, наполовину хард-роковая «Hip Boots» использует знакомые, придуманные еще в 60–70-х приемы и тогда же доведенные до совершенства самими Deep Purple и Led Zeppelin. Песня «All I Got Is You» выглядит чуть интереснее предшественниц, вплетая в повествование футуристично-космическое синтезаторное соло. И вот на этом месте начинает казаться, что нечто подобное уже слышал: то ли на пластинке «Rock or Burst» группы AC/DC, почти полностью состоящей из унылых вариаций на тему хита «Highway to Hell», то ли на «Blue & Lonesome» у The Rolling Stones — альбоме очень приятном, но совершенно незапоминающемся.
Правда, в финале этой композиции лидер группы Иэн Гиллан предельно ясно излагает свою позицию, обращаясь, возможно, как раз к своим потенциальным критикам:
«But in case you hadn't noticed, I don't give a fucking damn!» («Но если вы вдруг не заметили, мне абсолютно наплевать!»)
Любовная лирика сменяется претензиями на задорность — «One Night in Vegas» сохраняет классические для Deep Purple органные клавиши и пытается сочетать их с бойким рок-н-ролльным фортепианным рисунком, отсылающим ко временам Литл Ричарда и Джерри Ли Льюиса.
И вот на середине альбом начинает удивлять. Вездесущий орган в мрачной и сексуальной «Get Me Outta Here» находит себя и звучит как в былые времена, наполняя ритмичную композицию готично-луизианскими нотками;
вещь как будто из саундтрека к «Настоящему детективу» или даже «Настоящей крови».
Эту вещь идеально дополняет баллада-боевик «The Surprising»: проявившаяся в «Get Me Outta Here» готика здесь более размеренная, с неожиданной для Deep Purple, отсылающей к гранжу аранжировкой. В ней отлично уживаются и ориентальные проигрыши, какие услышишь на предыдущих их пластинках (см. заглавную вещь с альбома «Rapture of the Deep»), и совсем уж обезоруживающие синтезаторные вставки в духе музыки Максима Дунаевского к фильму «Мэри Поппинс, до свидания».
Следующая «Johnny's Band» насквозь пропитана эстетикой южного, или сатерн-рока; из всех не слишком удачных песен альбома эта — пожалуй, самая лучшая.
Дальше, правда, следует нечто совсем иное – рассказ о путешествии лирического героя вместе со своей возлюбленной к вершине мира в «On Top of the World», который Гиллан читает в стилистике spoken word.
Впрочем, завершается альбом на весьма положительной ноте. «Birds of Prey» своим возвышенно-созерцательным настроем вызывает в памяти «When the Levee Breaks» группы Led Zeppelin. Судя по финальному затиханию музыки, скорее всего, она и задумывалась заключением. Но не тут-то было:
в виде не то постскриптума, не то жирной точки на финальной, десятой позиции стоит бессмысленная и беспощадная кавер-версия хита «Roadhouse Blues» группы The Doors.
Эта песня пережила множество перепевок, но вот достойных из них не наберется и пяти, и нынешняя от DP тоже в это число не входит. Почему нельзя было опубликовать ее в виде бонус-трека — был бы отличный аттракцион для делюкс-издания пластинки (в которое, кстати, войдут все композиции с EP «Time for Bedlam»).
Таким образом, на последней — по крайней мере, по времени — пластинке Deep Purple случилось по крайней мере две по-настоящему хорошие композиции.
Поклонники, коих немало не только в России, как обычно, разделятся на два лагеря — и примутся ругать или хвалить пластинку. Быть может, на эту приятную в целом запись наткнется и случайный слушатель — но, думается, быстро уйдет, не найдя здесь новых «Smoke on the Water» и «Soldier of Fortune». Но их никто и не обещал. Решив попрощаться, Deep Purple явно написали альбом для себя и только для себя — и при их статусе странно было бы поступать иначе.