Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Побеждают творческие ОПГ, а не узколобые бухгалтеры»

Иван Капитонов и Святослав Подгаевский объявили о создании кинокомпании

Продюсеры и режиссеры Иван Капитонов и Святослав Подгаевский рассказали «Газете.Ru» о том, как сделать русский фильм ужасов, а также почему после успеха «Невесты» и «Пиковой дамы» они решили создать собственную кинокомпанию.

Режиссер самых успешных русских хорроров последних лет «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста» Святослав Подгаевский и его коллега и продюсер Иван Капитонов (автор фильма «Маршрут построен») объявили о создании собственной кинокомпании QS Films и рассказали «Газете.Ru» о том, как собираются развивать в России жанровое кино.

— Как возникла ваша компания?

Святослав Подгаевский: Мы с Ваней познакомились на «Пиковой даме», где я был режиссером и сценаристом, а Ваня — креативным продюсером и моим соавтором. У нас сразу возник настоящий творческий альянс, мы сработались, и у нас все получилось. Потом мы написали вместе несколько сценариев, и стало понятно, что мы как авторы очень здорово дополняем друг друга, помогаем «разгонять» истории, любим одни и те же фильмы. Потом, в силу разных обстоятельств, я отдельно снял «Невесту», а он — «Маршрут построен», и мы оба поняли, что вместе нам работать интереснее и комфортнее.

Иван Капитонов: Знаете, как бывает: в замысел никто долго не верит, а потом появляется человек и говорит: «А ты, парень, прав. Я тебе верю. Давай вместе пройдем этот путь». И вы, объединившись, идете в кромешной тьме вперед, высвечивая путь фонариком, натыкаясь на коряги и пни, сбиваясь с пути, но все равно возвращаясь на нужную дорогу. И в итоге вы получаете результативный кейс и успех. Разумеется, после такого сложного, но счастливо закончившегося путешествия вы друг к другу относитесь гораздо теплее, чем к другим людям. Вот у нас так со Славой и было.

Как в разведку за линию фронта первыми сходили.

Или в открытый космос вышли.

Святослав Подгаевский: Все говорили: «Русский фильм ужасов? Да ладно! Кому это надо? А сколько вы хотите собрать?»

Иван Капитонов: Знаете, в чем была сложность «Пиковой дамы», помимо всех очевидных вещей, связанных с недоверием к жанру профессиональной аудитории? Кино, как известно, искусство коллективное. Например, у нас на тот момент не было в стране руководителей кинопроизводственных цехов, которые понимают этот жанр и умеют с ним работать. Художники по костюму, операторы-постановщики, художники-постановщики — все привыкли работать в формате романтической комедии или военного кино, а как снимать мистические городские драмы — им было не очень понятно. Это такая классическая проблема, с которой мы сталкиваемся, оценивая присланные нам короткометражные работы начинающих режиссеров в этом жанре, —

сюжет мистический, а цветокоррекция глянцевая, рекламная.

Или лица актеров — все словно из приключенческого фильма. Понимаете? Малейший промах, и ты выпал из жанра. То есть вроде «страшилка», но она почему-то не пугает. Или очень красиво, но совсем не страшно. Это довольно сложная калибровка. «Пиковая дама» получилась потому, что мы не только собрали правильных людей, правильную группу, но и подробнейшим образом препарировали лучшие образцы жанра, изучив и разобрав по косточкам, как и что там работает: от «скримеров» до построения кадра, работы с камерой, источниками света, колористическими решениями. У нас руководители цехов с блокнотами в руках сидели и неделями смотрели рекомендованные Славой и мной фильмы. Ой, я немного увлекся! В общем, сделав три успешных хоррора,

мы решили создать совместную компанию, которая фактически объединяет лучших хоррор-мейкеров страны под одним крылом.

Собственно, это общемировая практика, когда авторы становятся продюсерами своих собственных полнометражных фильмов. Побеждают творческие ОПГ, а не узколобые бухгалтеры. Креатив — основа, ствол, вокруг которого шелестят все остальные листочки.

— Вам присылают готовые сценарии или вы работаете исключительно с собственными идеями?

Иван Капитонов: Чаще всего в продюсерской компании возникает некий замысел, основанный на маркетинговых гипотезах и предпосылках, интуиции, после чего этот концепт начинает прорабатывать группа авторов. Некоторые считают, что такой подход рождает «франкенштейнов», но вообще-то это нормальная студийная работа сплоченной креативной банды. На сегодняшний день мы собрали вокруг себя самых талантливых авторов, работающих в этом жанре. Вы знаете, после того как мы задали тренд,

многие компании ринулись делать фильмы ужасов — объявляют сценарные конкурсы, собирают заявки,

но мы читали подавляющее большинство этих «гуляющих» годами по рынку сценариев фильмов ужасов и пришли к выводу, что надо действовать иначе. Мы будем сами «выращивать» новых авторов, создавая для них комфортные условия творческого братства, если так можно выразиться. Диктатура автора — вот наш девиз. К слову,

осенью мы открываем первую в России киношколу хоррора,

где будет сразу несколько мастерских — сценарная, режиссерская и продюсерская, — в которой студенты могут получить основы работы в этом жанре и попробовать свои силы, работая на реальных проектах.

— Что сейчас в работе?

Иван Капитонов: Мы готовим к запуску несколько полнометражных фильмов, ориентированных не только на русский, но и на международный рынок. У нас заключен стратегический договор о совместном производстве с компанией «Нон-стоп Продакшн» (Александр Роднянский и Сергей Мелькумов), в рамках которого

мы готовим три проекта, один из которых будет снят с применением технологии VR.

Кроме того, с нашими партнерами по «Пиковой даме» — компанией «Вольга» — разрабатываем сиквел под рабочим названием «Пиковая дама: Зазеркалье». Уверены, что эта франшиза станет долгоиграющей, и во втором фильме мы заставим зрителей визжать от страха и удовольствия. Кроме того, с Александром Бондаревым и киностудией КИТ разрабатываем еще один мистический проект, связанный с древними языческими русскими обрядами и поверьями.

— Это все хорроры?

Святослав Подгаевский: Мощный хай-концепт — основа наших проектов (high concept — произведение, выстроенное вокруг идеи, а не характеров, сюжет которого можно пересказать в одном предложении. — «Газета.Ru»). Безусловно, мы будем расширять палитру, но для нас важна концентрация на том, что мы умеем делать. То есть

все наши новые фильмы, так или иначе, — это мистические городские драмы.

Но с некоторыми элементами других жанров, например sci-fi. Один из наших фильмов рассказывает о том, как в недалеком будущем разработан аппарат, с помощью которого люди могут на непродолжительное время возвращать своих умерших родственников в виде голограммы.

Герои — потерявшая ребенка пара, в которой мать, не в силах справиться с горечью утраты, соглашается на участие в эксперименте. Она вновь встречает своего ребенка, она счастлива, но постепенно голограмма-призрак выходит из-под контроля… Еще есть

хоррор про молодых любителей экстремальных видов спорта, построенный вокруг проклятой фотографии, вскоре после получения которой люди погибают самым невероятным и трагическим образом.

И разгадать эту загадку будут вынуждены отец и дочь, которые уже давно находятся в очень жестком противостоянии друг другу. В общем, все истории — полноценные драмы, где героям предстоит решать непростые нравственные задачи, при этом все это «упаковано» в понятный развлекательный и щекочущий нервы жанр. Еще у нас есть конспирологический мистический триллер в духе «Кода да Винчи». Мы его уже года полтора пишем, многие авторы подключались, но концепт настолько мощный, что трудно найти для него комфортную для зрителя художественную форму.

— А про что он будет?

Иван Капитонов: Про этот проект, думаю, пока рано рассказывать.

Святослав Подгаевский: Я бы сказал, что это фильм о том, что зло уже давным-давно нас опутало при помощи каких-то привычных бытовых деталей, а мы этого не заметили. Зло уже здесь.

— Про рептилоидов то есть?

Иван Капитонов: (Смеется.) Про рептилоидов, кстати, тоже есть проект, но в другом жанре — фантастическая комедия. Есть один парень, он уже года два пишет сценарий в духе «Детей шпионов». Но пока мы не готовы его запускать (смеется).

— Все фильмы снимаете на русском? Или что-то на английском?

Иван Капитонов: Есть один англоязычный проект, который мы хотим делать с привлечением иностранных артистов. Вообще, это нормальная общемировая практика для локальных кинематографий. Компания Люка Бессона Europa Corp. выпускает массу англоязычных картин, испанцы тоже много снимают на английском, даже мой любимый Каурисмяки делает некоторые фильмы на английском, а не на финском языке.

Человечество любит страшные сказки, и природа страха у нас у всех одна,

мы все боимся одного и того же, поэтому глупо сидеть у костра в своей пещере и рассказывать истории только своему племени, когда у нас с вами есть целая планета. «Пиковая дама» и «Маршрут построен», кстати, по фактуре — совершенно интернациональные фильмы. Мы сознательно нивелировали ощущение места, чтобы сделать кино немного вне сеттинга, в некоей условной Восточной Европе.

— Вообще, когда заходит разговор про русский хоррор, то в памяти сразу возникает Гоголь, а дальше — пустота. В последние лет пятнадцать жанр никак не развивался, непонятно, какой он. Успех ваших фильмов действительно стал неожиданностью. Можете как-то сформулировать законы жанра? Как напугать русских зрителей?

Иван Капитонов: Мы пока еще учимся. После каждого фильма разбираем, что было хорошо, где были допущены ошибки, какие были проблемы. Внимательно прислушиваемся к комментариям, учитываем мнение зрителей, анализируем реакцию. Вот, допустим, «Невеста» и «Пиковая дама» собрали в России большую кассу, чем, например, «Маршрут построен», результат которого был на уровне студийных западных хорроров, но все же меньше наших ожиданий.

Полагаю, отчасти это связано с тем, что у «Маршрута» не было хеппи-энда, а у «Невесты» и «Пиковой дамы» хеппи-энд был. Несмотря на то что финал «Маршрута» продиктован самим концептом, самой идеей фильма, такое решение оказалось для широкого зрителя слишком тяжелым — оно было воспринято как трагедия, а не драма.

Герои оказались обречены, события фильма привели их к катастрофе.

Такие финалы готовы принимать далеко не все зрители. При этом у «Маршрута», кстати, замечательная фестивальная судьба, пожалуй, на сегодня самая мощная из всех наших хорроров — более 20 международных фестивалей от Сиднея до Лондона с разными номинациями и наградами. Но все же наша задача — быть лучшими именно в коммерческом поле, поэтому поиск идеального золотого сечения между коммерческим кино и кино фестивальным — это то, что нас больше всего волнует.

Святослав Подгаевский: С другой стороны, в «Пиковой даме» и «Невесте» есть еще и ментальные зацепки, культурные коды, которые не дают выпуклости фактурной, но характеризуют историю для русского зрителя, обращаются к коллективному социокультурному опыту. «Пиковая дама» началась с воспоминаний о детской игре: что будет, если позвать Пиковую даму, и что будет, если она придет. В эту историю вообще никто из продюсеров долгое время не верил. Но я провел опрос среди подростков — оказалось, что этот страх все еще актуален.

Иван Капитонов: А «Маршрут» начался с осознания того, что страх покупки подержанного автомобиля — вдруг там кого-то убили — довольно распространенная и повсеместная штука.

— Ну, это вообще почти стивенкинговская история, не сказать, что специфически российская.

Святослав Подгаевский: Да, я вообще уверен, что страхи хоть и связаны с культурными кодами, но природа их интернациональна.

Мы недавно встречались с якутскими кинематографистами, они рассказывали нам свои идеи для хорроров.

Там многое завязано на местном фольклоре, но при этом сразу понятно, на что будут реагировать зрители. Была, например, история про женщину, чью голову похоронили в горшке. Странный сюжет, но сразу понятно, почему здесь будет возникать страх, что тут будет пугать. Иными словами, сюжеты хорроров хоть и связаны часто с национальной спецификой, но в основе все-таки общечеловеческие страхи. Страх того, что какая-то вещь или близкий человек не такие, как мы думаем. Скажем, если все официанты в кафе, где мы сидим, превратятся в вампиров.

— Такой фильм уже был у режиссера Родригеса.

Святослав Подгаевский: Ну да.

— Вообще, вампирская тема — это отдельный разговор, она у нас вообще не изучена. А хороший фильм про вампиров в России был один…

Святослав Подгаевский и Иван Капитонов (хором): «Упырь»?

— Ну разумеется. Давайте вернемся к потенциальным темам хорроров. Иван, вы что думаете?

Иван Капитонов: Нам интересны амбициозные задачи. Понятно, что современность актуализирует те или иные страхи. Например, Слава упомянул страх того, что близкий человек может быть не тем, кем он кажется.

Идея понятна: близкие люди становятся чужими, мы этого боимся, нам страшно быть оскорбленными или униженными близким человеком.

В хорроре этот страх интерпретируется жанровым образом — в героя или антагониста подселяются какие-то субличности, какие-то демоны. Но подразумеваем-то мы общечеловеческий страх предательства, страх «ножа в спину». Или как в фильме «Вторжение похитителей тел» какие-то инопланетные гады захватывают тела обычных американцев — это же страх коммунизма, страх того, что твой сосед может быть предателем, шпионом, диверсантом. Этот страх был всеобщим для граждан США того времени, условно середины пятидесятых. Нам интересно поискать такие страхи в современном обществе, современном человеке и попытаться найти художественную форму, которая будет эти страхи осмысливать и как-то трансформировать в образы, в персонажей, в истории. Замечательный иранский хоррор «В тени» осмысливает, например, страхи жительницы Тегерана начала восьмидесятых, времен после Исламской революции. Мы тоже живем в довольно интересное время, прямо скажем. О нем никто еще не говорил на языке хоррора.

— А с фольклорными сюжетами больше не будете работать?

Иван Капитонов: Вообще, нам присылают массу каких-то лубочных сюжетов, но они неинтересно разработаны.

Святослав Подгаевский: Нам часто говорят:

«Снимите хоррор про деревню».

И вроде идея очевидная — «Вечера на хуторе близ Диканьки», но, как сделать интересный, современный и захватывающий хоррор про деревню, на самом деле совершенно неясно. Если только что-нибудь в духе «Вия», но это другая категория проектов, мы все-таки ориентируемся на понятные и человеческие бюджеты, а не многомиллионные картины.

— То есть нет таких проектов?

Святослав Подгаевский: Есть идея сделать хоррор про домового, который происходит в городе. Проблема только в том, что образ домового для большинства зрителей — это Кузя и Нафаня. Считается, что домовые могут быть только добрыми, хотя по всем верованиям они бывают и добрые, и злые. Можно что-то придумать про вернувшихся мертвецов…

Иван Капитонов: С деревенскими сюжетами есть одна проблема — как только начинаешь подробную и детальную разработку проекта, то очень быстро упираешься в какой-то некрореализм, в Юфита. У нас ведь и так действительность жутковатая, а если чуть-чуть сгустить, то совсем тяжело становится.

Святослав Подгаевский: Тем не менее у нас есть одна совсем фольклорная история под названием «Озеро мертвых». Она основана на древних верованиях об утонувших девушках, которые мстят, заманивая мужчин в омут.

— Давайте теперь подведем какие-то промежуточные итоги. Вы сейчас в ближайшее время завалите всех хоррорами…

Иван Капитонов: Завалят все остальные, которые идут за нами в нашем фарватере. Мы же не суетимся за трендом — мы сами этот тренд создали. Поэтому мы продолжаем снимать в любимом жанре и надеемся, что будем открывать новые горизонты русского хоррора не только для зрителей, но и для всех наших коллег. Надеемся, что в этом жанре будут появляться новые имена и классные фильмы. Мы будем только счастливы.

— А сами будете что-то снимать или только продюсировать?

Святослав Подгаевский: Будем, конечно. У нас есть производственный план на ближайший год, которого мы будем придерживаться. Некоторые из наших проектов в качестве режиссера буду снимать я. К другим проектам будут привлечены молодые режиссеры, которые разделяют нашу философию и наш подход к производству. А если глобально, то нам хочется делать кино, которое дарит волшебство, дарит ощущение иррационального. Пугает, но при этом развлекает, интригует, захватывает. Как «Астрал» Джеймса Вана. Хочется дарить зрителям удовольствие от ярких и сильных эмоций — при этом, несмотря на жанр, оставляя приятное послевкусие, желание посоветовать фильм своим друзьям и знакомым. Это то, что мы умеем делать и будем стараться делать с каждым новым фильмом все лучше и лучше.

Новости и материалы
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Все новости