Майор Мира (Скарлетт Йоханссон) служит в Девятом отделе — спецподразделении японского МВД, специализирующемся на борьбе с самыми опасными преступниками ближайшего будущего. После кибернетической революции и нескольких мировых войн таковыми считаются попытки взлома сознания в обществе, где почти не осталось людей без искусственных усовершенствований. Собственно, сама Майор — киборг, ее сознание помещено в искусственное тело, и она лучшая в профессии. Ее новое дело — таинственный преступник, пытающийся уничтожить корпорацию Hanka Robotics, которая и снабжает граждан механическими усовершенствованиями. Погоня за преступником полностью изменит жизнь Майора (как ее называют сослуживцы) и объяснит смысл странных флешбеков, проникающих в ее чистое цифровое сознание.
«Призрак в доспехах» — экранизация абсолютно культовой манги Масамунэ Сиро, которая уже переносилась на экран в двух аниме-мультфильмах и нескольких сериалах.
«Призрака» называли источником вдохновения братья (на тот момент) Вачовски во время работы над «Матрицей» и Джеймс Кэмерон в момент производства своего сериала «Темный ангел». При этом исходные мультфильм и манга, в общем, оставались предметом восхищения довольно ограниченного круга почитателей, которым было не лень вникать в хитросплетения сюжета и особую атмосферу. Виной тому во многом специфический японский метод повествования, который просто бросает зрителя (или читателя) в очень подробно продуманный мир, требующий внимательных глаз и подвижного ума. Голливудская версия в этом смысле, конечно, была неизбежна, а сделать ее позвали Руперта Сандерса — режиссера первых «Белоснежки и Охотника».
Сандерс рассказывает, что сам является большим фанатом первоисточника и сознательно рассыпал по фильму отсылки к фильмам и сериалу, на которых поклонники обязательно понимающе хмыкнут. При этом он отказался от идеи дословной экранизации, предпочтя придумать, а точнее — аккуратно скомпилировать новую историю. Затея, безусловно, удалась.
«Призрак в доспехах» — это кино, наследующее манге Сиро и фильмам Мамору Осии, но при этом разворачивающее внешне недружелюбные сюжеты в понятную историю.
Разумеется, не обошлось и без некоторых потерь. Оригинальный «Призрак», как и следует из названия, был посвящен прежде всего размышлениям о грани между человеком и машиной, о том, что делает человека человеком. Формально кинематографическое воплощение манги тоже обращено к этой идее, но если японцы предлагали множество ответов, то американцы сводят все к доходчивым идеалам гуманизма. Страх неоднозначности — это вообще главный минус фильма Сандерса. Режиссер будто опасается слишком смелых визуальных решений (в мультфильме персонажи были более гротескными), опасается быть непонятым. На деле эта осторожность, скорей всего, принесет картине кассу, но вряд ли позволит ей стать полноправной частью канона. Впрочем, второго ряда — как, например, «Эквилибриум» — картина определенно заслуживает.
Но, с другой стороны, здесь есть красиво и эффектно придуманный и нарисованный мир футуристического Токио — с небоскребами и гигантскими голограммами.
Есть Скарлетт Йоханссон — идеальная (как известно по фильмам «Люси» и «Я живу в этом теле») актриса для изображения переходного звена в человеческой эволюции. Йоханссон, кажется, играет здесь даже чуть больше, чем от нее требуется: смотреть на то, как она чешет по улице покормить собак, — это отдельное, не связанное с основным сюжетом удовольствие. Отдельная радость — появление Жюльетт Бинош в роли добросердечного доктора, доказывающее в очередной раз невероятные обаяние и талант актрисы. В конце концов, одну из самых ярких ролей за последние годы здесь сыграл великий Такеши Китано. Большую часть фильма его герой Дайсукэ Арамаки — наставник Майора и серый кардинал всего этого удивительного мира — сидит в кресле и выдает туманные сентенции, а потом вдруг медленно заряжает револьвер. И эта сцена из тех, в которых понимаешь, что точно не зря потратил деньги на билет в кино.