Что смешного
Главная аналитическая структура НАТО Stratcom выпустила доклад, в котором назвала КВН оружием политической борьбы из-за особенных отношений Александра Маслякова с Владимиром Путиным.
Аналитический центр выпустил доклад под названием «Stratcom смеется. В поисках аналитической основы».
В нем, в частности, содержится утверждение, что комический формат КВН, придуманный в России, и одноименные состязания команд различных вузов являются средством «стратегической политической коммуникации». Заказчиком доклада выступило латвийское минобороны.
Причиной интереса со стороны прибалтийского военного ведомства, вероятно, стал тот факт, что конкурсы «Голосящий КиВиН» в последние годы проходили в Латвии и только в 2015-м переехали в Светлогорск Калининградской области — об этом напоминает интернет-издание «Военное обозрение».
Интерес представителей заказчиков исследования из латвийского минобороны к российскому юмору может быть также обусловлен тем, что в Латвии проживает большой процент русскоязычного населения, которое активно смотрит передачи российского телевидения.
Предметом пристального разбора стало выступление на «Голосящем КиВиНе» представляющей МГИМО команды «Парапапарам» в 2014 и 2015 годах.
Тогда команда сравнила два изображения: фото Барака Обамы, едущего на велосипеде по парку, и фотомонтаж, в котором Владимир Путин сидит верхом на медведе. В своем выступлении годом позже, отмечает «ВО», артисты сравнивали народы США и РФ, приписав американцам любовь к родине, а россиянам — сумасшествие. Из этого авторы исследования делают вывод, что благодаря КВН у Кремля «есть доступ к специфической, стратегической аудитории, готовой служить режиму».
У кого здесь бизнес
Авторы доклада пишут, что передачи КВН можно описать как коммерческий продукт, а сам формат — как бизнес-модель. Причем это стало возможно благодаря особым отношениям Маслякова, которого называют владельцем бренда КВН, с Путиным в частности и с Кремлем — в целом.
Это может косвенно подтверждаться рассказами самого Путина о визите к нему Александра Маслякова.
По некоторым данным, именно после этого визита был решен положительно вопрос о передаче бывшего кинотеатра «Гавана» театру «Планета КВН», в котором проходят состязания между командами «Клуба веселых и находчивых». Более того, президент приехал на открытие театра и, по некоторым данным, был едва ли не инициатором его создания. Александр Масляков в 2012 году был председателем «народного штаба» в поддержку Путина как кандидата в президенты РФ.
На данный момент Масляков действительно является владельцем бренда КВН, причем превращать его в бренд он начал еще в начале 90-х, когда организовал телекомпанию «АМиК», организовывавшую съемки и трансляции состязаний. Журнал Forbes в 2013 году выпустил статью с детальным разбором составных частей «бизнес-империи» Маслякова, в которой утверждалось, что руководитель КВН зарабатывает на гастролях и корпоративах команд.
Что за доклад
Подготовленный стратегическим командованием НАТО документ ставит своей целью исследование комедийных программ российского телевидения. Целью авторов было выявление того, «как юмор используется в качестве потенциального средства для создания стратегических коммуникаций».
Исследование касается периода с 2008 по 2016 год.
Авторы доклада отмечают, что юмористические программы на российском телевидении активно используются для «дискредитации западных политических лидеров» с помощью «массивной пропаганды, основанной на юморе».
Составители документа разбирают пародии на государственных деятелей ЕС и США (включая канцлера Германии Ангелу Меркель, президента Франсуа Олланда и Барака Обамы), звучащие в юмористических передачах на российском ТВ. Как утверждается в исследовании, большинство каналов в России контролируется государством и время появления сюжетов и шуток о политических лидерах в комических передачах согласовывается с властями.
Авторы доклада отмечают, что, в отличие от сатиры на западных лидеров, в этих программах нет «ни одной шутки, которая бы касалась возможных темных или слабых сторон российских президентов».
Капитан московской команды «Парапапарам» Иван Абрамов уже успел назвать этот доклад «детским садом». «Комментарий такой: в итоге победит дружба и здравый смысл», — сказал он в эфире радиостанции «Говорит Москва».
Игрок команды «Уральские пельмени» Андрей Рожков призвал отнестись к исследованию Stratcom с юмором. «Это через край, мне кажется. Понимаю, когда был комсомол, который ковал кадры для коммунистической партии. Сейчас говорить о том, что КВН — идеологический инструмент, это полный бред», — цитирует Рожкова РИА «Новости».
Признание российской передачи КВН инструментом политической стратегической коммуникации удостоилось ироничного комментария официального представителя МИД России Марии Захаровой. «Не удивлюсь, если в глубинах этой аналитики Галустян и Ревва названы информационно-стратегическими подрывниками», — написала чиновница в своем фейсбуке.
ЦРУ и «Доктор Живаго»
Утверждения об использовании произведений и инструментов популярной культуры в качестве средств политической борьбы раздаются регулярно. Так, депутат Госдумы и лидер движения «НОД» Евгений Федоров однажды сказал, что песни для Виктора Цоя и группы «Кино» писало ЦРУ.
Правда, затем он отказался от своих слов и заявил, что был неверно понят.
С другой стороны, в 2015 году, в год 125-летия со дня рождения Бориса Пастернака, само же ЦРУ рассекретило часть материалов, в которых сообщалось, что управление поддерживало распространение «пиратских» копий запрещенного в СССР романа «Доктор Живаго».
В одной из директив ведомства от декабря 1957 года говорится: «Доктор Живаго» должен быть опубликован максимальным тиражом, в максимальном количестве редакций для последующего активного обсуждения мировой общественностью, а также представлен к Нобелевской премии. Что касается изданий на других языках, то они должны быть поддержаны крупнейшими общественными деятелями».
По замыслу экспертов ЦРУ, «Доктор Живаго» должен был познакомить европейского и американского читателя с жизнью советских людей.
Роман «Доктор Живаго» был одним из пунктов секретной программы ЦРУ, в рамках которой в странах Варшавского договора с 1958 по 1991 год было распространено около 10 млн книг.