В Москве идет фестиваль «Золотая маска» — главный театральный смотр, ежегодно представляющий на суд зрителей и жюри все лучшее, что сделали за 12 месяцев театры столиц и регионов. «Газета.Ru» выбрала 10 драматических спектаклей, которые ни за что не стоит пропускать — или посмотреть снова, если вам удалось их увидеть.
«Строптивая», Театр драмы, Курган
В интерпретации режиссера Алессандры Джунтини комедии Шекспира «Укрощение строптивой» Катарину пытаются вылечить от своенравия в месте, похожем на психиатрическую лечебницу. Спектакль Джунтини — это не смешная и легкая постановка о шумихе вокруг дочерей Баптисты и хитрости желающего разбогатеть Петруччо, а история о стараниях человека сохранить свою личность в мире, где побеждает навязанный обществом стандарт и жестокой силой насаждается единственно возможный тип поведения.
2 марта, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00
«Кроличья нора», русский драматический театр «Мастеровые», Набережные Челны
Пьеса американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Линдси-Эбера знакома московскому зрителю по постановке Сергея Голомазова в Театре на Малой Бронной. Историю жизни длиной в полгода режиссер театра «Мастеровые» из города Набережные Челны Денис Хуснияров уместил в полтора часа действия и построил преимущественно на разговоре пяти персонажей. Этот спектакль — жестокая философская драма о том, как супруги наедине с собой и в окружении кассет со старыми семейными видеозаписями пытаются пережить смерть попавшего под машину четырехлетнего сына. В июне прошлого года исполнительница роли Бекки Корбетт актриса Марина Кулясова была удостоена приза «Лучшая женская роль» на XIV Фестивале театров малых городов России.
5 марта, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00
«Саша, вынеси мусор», Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Спектакль о войне на Украине Виктора Рыжакова по пьесе киевского драматурга Натальи Ворожбит — трижды номинант этой «Золотой маски». На протяжении 50 минут мать и дочь уговаривают призрак своего мужа и отца, умершего от сердечной недостаточности, не идти на войну в шестой раз. Свою психологическую постановку Рыжаков назвал «картонным театром»: из декораций только проекция памятника Саши и кухни на кирпичной стене, где женщины готовят поминальный стол.
22 марта и 4 апреля, Центр им. Вс. Мейерхольда, 20.00
«По ту сторону занавеса», Александринский театр, Санкт-Петербург
Спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» режиссера Андрия Жолдака, действие которого перенесено в так горячо ожидаемое героинями будущее, а зрители наблюдают за происходящим прямо со сцены.
В 4015 году человечество научилось воссоздавать из воздуха когда-то существовавших людей, и в результате эксперимента по реинкарнации Маша, Ирина и Ольга, умершие в 1900 году, обретают жизнь в новом мире.
Постепенно в их головы возвращается память о себе, о пережитых в прошлом событиях и загружается чеховский текст, но побег от угнетающей реальности невозможен даже сейчас. Жанр своей постановки Жолдак определил как «сон», и это не первая его интерпретация чеховских «сестер». В спектакле начала 2000-х действие разворачивалось в 1940-е годы в гулаговском СССР.
23 и 24 марта, МХТ им. А.П. Чехова, 19.00
«Русский роман», Театр им. В. Маяковского, Москва
Сценическая сага о жизни главного русского писателя Льва Толстого без самого Льва Толстого. Вместе с автором пьесы Марюсом Ивашкявичюсом литовский режиссер Миндаугас Карбаускис соединил события из биографии писателя с жизнью персонажей романа «Анна Каренина».
В метаниях Левина и его любви к Кити Ивашкявичюс увидел страсти молодого Толстого, а в гибели Анны под поездом — смерть писателя на станции Астапово.
В основе постановки — взаимоотношения между автором знаменитых на весь мир эпопей и его преданной супруги, которая от руки переписывала его романы, но все время оставалась в тени. Софья Андреевна (Евгения Симонова) неоднократно обращается с монологами к мужу, хотя тот ни разу не появляется на сцене. Она ревнует его ко всем литературным персонажам и пытается понять, чья же история и судьба для него значат больше.
25 марта, 2 апреля, Театр им. В. Маяковского, 18.00
«Разговоры беженцев», фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург
На протяжении всего спектакля Константина Учителя по пьесе Бертольта Брехта зрители подслушивают через наушники рассудительную беседу двух беженцев из нацистской Германии — Циффеля и Калле. События периода Второй мировой войны режиссер перенес в современную городскую среду: в Петербурге спектакль играли на Московском вокзале, в Москве его покажут на Ленинградском — на «натуре» не самый известный текст пьесы Брехта (написанной им, кстати, во время вынужденного отъезда из Германии) приобретает объем и яркость, какой не удалось бы добиться на привычной театральной сцене.
1 апреля, Ленинградский вокзал, 14.00 и 20.00
«Гамлет». Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург
Новая работа Льва Додина с Данилой Козловским, Елизаветой Боярской и Ксенией Раппопорт в главных ролях. Свое «сценическое сочинение» режиссер, как и Шекспир, основал на хрониках Саксона Грамматика и Рафаэля Холиншеда, не забыв про труд самого классика и перевод Бориса Пастернака.
Герои у Додина одеты в джинсы и футболки, а Гамлет в руках вместо черепа держит флейту, но главное новаторство постановки не во внешних формах, а в новых смыслах.
Он не ставит трагедию Шекспира, он по-своему раскрывает историю принца Датского, которой хочет показать: Гамлет сегодня имя нарицательное. Герой «гуманистической» трагедии Шекспира по ходу действия сходит с ума и убивает практически всех основных персонажей, включая себя. В интерпретации Додина им движет не «слабость воли при сознании долга», не стремление к справедливости, а жестокая месть и желание власти. Гертруда в этом «Гамлете» скорее напоминает леди Макбет. Она не скрывает, что причастна к отравлению мужа, и ненавидит сына, который пытается разрушить ее «счастье». Режиссер не побоялся соединить в спектакле стихи и прозу, сократить количество персонажей и сцен. В центре трагедии, по его мнению, — хладнокровный убийца Гамлет, и нам пора перестать обманывать себя и оправдывать его поступки.
5 и 6 апреля, Мастерская Петра Фоменко, 20.00
«Утиная охота», театр Et cetera, Москва
Вампиловская пьеса в постановке мастера саундрамы Владимира Панкова. В его спектакле Виктор Зилов — это не спивающийся интеллигент и нонконформист, которого теснят социальные нормы (таким его играли Олег Ефремов на сцене и Олег Даль в кино). Этому циничному, эгоистичному и бездушному хаму Панков не прощает легкомыслия и страданий, которые он причиняет любящим его женщинам, а утиная охота, на которую Зилов так мечтает поехать, всего лишь жалкое оправдание регулярных измен и запоев.
5 и 6 апреля, театр Et cetera, 19.00
«Чайка. Эскиз», Театр им. Ф. Волкова, Ярославль
Эстрадную постановку чеховской пьесы режиссера Евгения Марчелли показывали в Москве на фестивале «Сезоны Станиславского». Специальная «приближающая» оптика и подзвучка избавляют историю об истинной природе и судьбе людей искусства от всякой «театральности». Для Марчелли чайка, с которой Чехов связал образ Нины Заречной, — это не свободная белая птица, а прагматичный хищник.
11 апреля, Театр им. В. Маяковского, 19.00
«Три сестры», театр «Красный факел», Новосибирск
Еще одна осовремененная постановка хрестоматийной пьесы Чехова без единого сказанного слова со сцены. В спектакле необыкновенного режиссера Тимофея Кулябина («Тангейзер», «Иванов») персонажи лишены дара речи, актеры играют на языке жестов (им понадобилось около года, чтобы его освоить), а чеховский текст — главный герой этой постановки — идет на мониторе субтитрами. Такой прием вовсе не прямое воплощение метафоры о том, что герои в пьесах Чехова не слышат друг друга. Жестовый язык персонажей невероятно экспрессивен, и благодаря нему их «второй план» становится первым. Работа в гимназии отнимает у Ольги все силы, телеграф угнетает Ирину, Маша разочаровывается в муже — этот мир явно устроен не для них, и мы в видим, насколько они одинокие и лишние для этого мира люди.
16 и 17 апреля, Центр им. Вс. Мейерхольда, 19.00