В начале восьмидесятых дела семейного предприятия Кенни Уэллса (Мэттью Макконахи) и его отца шли в гору, но вскоре все изменилось. Папа умер, акции падают, Кенни облысел, но не утратил своей единственной, страшно старомодной страсти к золотоискательству. Когда падать уже некуда, Уэллс вспоминает о старом знакомом Майкле Акосте — геологе, убежденном в существовании неразработанной золотой жилы в Индонезии.
Пройдя через отчаяние, малярию и прочие тяготы, компаньоны дают старт новой золотой лихорадке, от которой начинает потряхивать привыкших к сухим цифрам дельцов с Уолл-стрит.
«Золото» — из тех фильмов, которые прошли насыщенный путь от замысла до выхода на экраны: тому, как могла бы выглядеть картина на каждом из этапов, можно посвятить отдельную статью. Авантюрный фильм в духе «Сокровища Сьера-Мадре», поставленный романтиком ножа и пистолета Майклом Манном (он в итоге ушел снимать своей «Кибер»), в главной роли — Кристиан Бэйл. Или грязноватый нуар от идеолога «слишком белого «Оскара» Спайка Ли…
В итоге спасать проект был приглашен сценарист «Траффика» Стивена Содерберга и автор «Сирианы» Стив Гэхан,
а сам сюжет из приключенческого фильма про новых старателей сдвинулся больше в сторону кино про махинации в духе «Аферы по-американски» Дэвида О. Рассела.
Неизменным остался только Мэттью Макконахи, который пришел на проект еще при Спайке Ли и в результате выступил еще и продюсером картины. Мотивация артиста понятна. Во-первых, после «Интерстеллара» он очень тщательно выбирал проекты для эффектного продолжения карьеры, но ни «Море деревьев» Гаса ван Сэнта, ни драма о Гражданской войне очков актеру не добавили (а в России даже не вышли в прокат). Роль Кенни Уэллса для него, конечно, изначально выигрышная. После образов красавцев в идеальной форме или демонических ролей вроде героя оскароносного «Далласского клуба покупателей» — лысина, брюшко и характер лузера с пламенным мотором вместо сердца.
Собственно, Макконахи — ожидаемо лучшее, что есть в «Золоте».
За время разработки сценария сюжет стал куда более громоздким, опершись на историю CEO компании Bre-X Дэвида Уолша — она, правда, случилась в первой половине 90-х. Иными словами, если бы не Макконахи, смотреть на все это было бы куда более тоскливо — на полном серьезе таких фильмов не снимает уже даже Оливер Стоун, которого занудство никогда особо не пугало. Макконахи тянет всю эту бюрократическую трагедию в ту сторону, в которую планировалось изначально:
шевелит желваками, блещет лысиной, сверкает глазами и рвется на поиски настоящих приключений, которых так не хватает любому, кого угораздило родиться мальчиком.
В меру способностей артисту ассистирует коллега Эдгар Рамирес, которому, кажется, немного не дописали роль.
Тяжелее всех приходится Гэхану. Не блистательный, но явно умный постановщик сталкивается с необходимостью быть Скорсезе и Стоуном, притом что навыки ему прививал привыкший скрывать сарказм за внешним холодом Содерберг. В итоге получается предсказуемо ни то ни се. По-настоящему увлекательная история во второй половине начинает вязнуть в множащихся персонажах, Гэхану очевидно не хватает твердости и чувства ритма, а Макконахи резвится уже как-то совсем отдельно от остального действия, немного, кажется, пугая присутствующих.
Итог известен: потенциальный хит не получил ни одной номинации на «Оскар»,
а на «Золотом глобусе» удовольствовался проигрышем в номинации «Лучшая песня» — там, впрочем, в этом году ни у кого не было шансов. С другой стороны, все это, конечно, совершенно не означает, что «Золото» — плохое кино. Это отличный вариант «полуночного фильма», не требующего включения головы, в меру увлекательного и при этом оставляющего необременительное послевкусие прочитанного в электричке бульварного детектива. Не так уж и мало по нынешним временам.