В 2015 году харьковская группа 5'nizza внезапно объявила о воссоединении и проехала масштабным туром по городам и весям Украины и России.
Некогда популярный дуэт Андрея Запорожца и Сергея Бабкина отсутствовал в собранном виде восемь лет, и вряд ли в нулевых музыканты могли мечтать о многотысячных залах. Не помышляли они о подобном и в сольных ипостасях.
Запорожец собрал группу SunSay — нишевый регги-фьюжн-проект, Бабкин изучал возможности авторской песни и даже выпустил после распада дуэта семь альбомов, но с каждым следующим интерес к нему теряли даже сентиментальные пьющие студентки.
Воссоединение было неизбежно и логично. Во-первых, с финансовой точки зрения — концертная инфраструктура обросла клубами-гигантами, во-вторых, с творческой — вместе Бабкин и Запорожец явно могли и могут предложить больше, чем по одиночке. Уже прошлой весной 5'nizza выпустила миньон «I Believe In You», потом начала обкатывать на концертах свеженаписанные песни, и вот наконец появился новый альбом под названием «Ку», уютно отсылающий к фильму «Кин-дза-дза».
«Уют» здесь вообще ключевое слово. Большой шум вокруг годичной давности реюниона несколько удивлял, но на деле был совершенно естественным и даже заслуженным.
5'nizza — пожалуй, лучшее из того, что возникло в поле постсоветской популярной музыки в нулевых.
Они были одинаково далеки от ленинградовской похабщины и пошлости Земфиры, Бабкину и Запорожцу удалось найти нарочито непритязательную, но идеальную художественную форму, которая отсылала сразу к солнечной Ямайке и прокуренной кухне в хрущевке.
Изначально сиротский жанр раггамаффин оказался очень близок стремительно богатеющей публике — иногда хочется не только брызг шампанского, но и погрустить.
Момент для реюниона был тоже выбран со снайперской точностью: в 2015 году со значением пропеваемые харьковчанами строчки «про красную вату, белую вату» из песни «Солдат» звучали уже не слишком вызывающе, но все еще актуально. Кроме того, восьмилетнее отсутствие тоже сыграло музыкантам на руку. Второй альбом «О5» вышел слишком быстро, многие упрекали дуэт в самоповторах, которые были неизбежны с учетом сознательного дефицита инструментов и узости выбранных жанров.
«Ку» же сегодня звучит благородным возвращением к корням.
Да, здесь вроде бы стало немного больше хип-хопа, да, Бабкин и Запорожец, кажется, стали лучше петь, что неудивительно (особенно прыткие меломаны, вполне вероятно, договорятся до сравнений Бабкина и Запорожца с Саймоном и Гарфанкелом).
Но правда в том, что если уж и обращаться к подобным аналогиям, то с поправкой на то, что от легендарного дуэта Бандурина и Вашукова в этой музыке не меньше, а может быть, и больше.
Впрочем, несмотря на музыкальную состоятельность, с хитами здесь определенные проблемы.
«Ку» дает возможность поехать в тур, но на концертах люди все равно будут просить «Солдата» — хита подобного уровня Бабкину и Запорожцу сочинить так и не удалось.
При этом весь альбом, как и раньше, пронизан настолько назойливым хиппистским пафосом («Вверх», «Настоящее»), что возникают сомнения в его искренности. Так, несмотря на пацифистские настроения, призывы к дружбе народов и декларируемую аполитичность, ехать с концертами в Крым, например, музыканты настойчиво отказываются.
При всей складности песен, 5'nizza сегодня выглядит по-своему милым, но все же атавизмом нулевых. Плясать у нас по-прежнему предпочитают под «Ленинград», правду жизни обеспечивает хип-хоп, а самобытные русские группы при желании можно без особого труда найти в интернете.
Хотя это все, конечно, придирки. Тур наверняка будет успешным, а альбом станет хитом iTunes — во всяком случае, до той поры, пока не уйдут в прошлое набирающие сегодня популярность вечеринки с утопическим девизом «Верните мне мой 2007-й».