«Преступления страсти». 2002
Ставшая хрестоматийной для театра документальная постановка, написанная на основе интервью с женщинами-заключенными, оказавшимися за решеткой после убийства своих мужей, сожителей или любовников. Толчком для спектакля стала поездка режиссера Галины Синькиной в женскую колонию строгого режима, знакомство с лагерным театром, в котором женщины играли «Короля Лира». Одна из них — Марина Клещева — после выхода из колонии стала актрисой театра, сейчас занята во всех его ключевых постановках, и к тому же успела сыграть в нашумевшем фильме Кирилла Серебренникова «Ученик».
«Кислород». 2002
Спектакль Виктора Рыжакова по тексту Ивана Вырыпаева, в котором в виде тринадцати «заповедей» драматург говорит о этике, эстетике и проблемах своего поколения на примере гопника Санька из Серпухова и простой девушки Саши из Москвы. Спектакль разыгрывали сам Вырыпаев вместе с актрисой Ариной Маракулиной под аккомпанемент диджея на сцене. Эта постановка сразу сделала молодой театр популярным у «модной» московской публики и стала одним из самых успешных проектов в его истории. Позже сам спектакль был перенесен в театр «Практика», а затем Вырыпаев снял по нему фильм, который шел в широком российском прокате.
«Война молдаван за картонную коробку». 2003
Спектакль, с которого Театр.doc начал свою историю. В основе постановки — криминальная повесть о нелегалах, борющихся за жизнь и место в ней в столице России, которая была рассказана драматургу Александру Родионову начальником одного из московских отделений милиции. Герои рассказывают анекдоты и шутят так беззаботно, будто живут в президентском люксе, а не в коробках из-под телевизора и холодильника.
«Большая жрачка». 2003
Документальная постановка режиссера Александра Вартанова о жизни закулисья низкопробных телевизионных шоу, в основе которой — подслушанные разговоры из речи редакторов. Выдуманные сюжеты, подсадные герои, которых изображают малоизвестные артисты, циничные сотрудники телеканалов и пошлый пафос развлекательного телеэфира — все это было показано очень страшно и очень смешно, с густым драйвом и не менее густым матом. Интересно, что большинство актеров этой постановки работали как раз в таких телепроектах, и сыграли сами себя, назвав этот спектакль «покаянием» перед публикой.
«Сентябрь.doc». 2005
Материалом для спектакля стала пьеса руководителя театра Елены Греминой, полностью составленная из реплик в блогах, форумах и публикаций, вышедших за 10 дней с начала захвата школы в Беслане в 2004 году. Постановка не восстанавливает картину событий, а просто дает спектр полярных мнений и отношений к террористическому акту, потрясшему весь мир.
«Синий слесарь». 2006
Тольяттинский драматург Михаил Дурненков, сам поработавший на «АвтоВАЗе», не просто записал цеховые байки рабочих, а превратил некоторые из них в хокку. Сюжет прост: главный герой после института приходит устраиваться на работу в надежде получить должность мастера, но его отправляют «в слесаря». Эта постановка сделана в виде концерта: ведущая объявляет номера, а актеры в это время выпивают спиртное из цилиндрических деталей и сочиняют новые хокку. Синий слесарь — это не один из них, а персонаж очередной байки, привидение, дух погибшего слесяря, которого вызывают, когда некому побежать за очередной бутылкой через проходную.
«Жизнь удалась». 2009
Спектакль, сделанный в копродукции с Центром Драматургии и режиссуры и открывший для театра необъявленный фестиваль пьес белорусского драматурга Павла Пряжко. История нескольких донельзя простых молодых людей, живущих в пороке во всех смыслах слова, но мечтающих о выходе на «новый жизненный этап», была поставлена Маратом Гацаловым как «опера в концертном исполнении» — начинаясь как читка, в которой актеры читают текст с листа, она заканчивается как своего рода вакханалия.
«Чё». 2010
Хотя по названию и не скажешь, герои этого спектакля — образованные, интересные и начитанные молодые люди, которые меньше чем за 50 минут рассказывают зрителю о своем мимолетном романе, случившемся на пляже у Петропавловской крепости. Авторами текста выступили сами же актеры — Ирина Вилкова и Алексей Литвиненко.Спектакль был поставлен Маратом Гацаловым, а затем превращен Ириной Вилковой в короткометражный фильм, в котором она дебютировала как режиссер и за который получила несколько фестивальных наград.
«Час 18». 2010
Еще один «политический» спектакль театра — история годового заключения и смерти в СИЗО 37-летнего аудитора Сергея Магнитского, ставшая причиной громкого скандала и персональных санкций в отношении отдельных судей, следователей, врачей и работников системы ФСИН. Всех их театр вывел на сцену под реальными именами и фамилиями. В основу постановки легли тюремные дневники Магнитского, письма домой и доклад Общественной наблюдательной комиссии под руководством Валерия Борщева.
«Зажги мой огонь». 2011
Спектакль Саши Денисовой и режиссера Юрия Муравицкого, принесший театру одну из четырех его «Золотых масок». Троим школьникам 80-х кажется, что они Дженис Джоплин, Джим Моррисон и Джими Хендрикс. И наоборот — трем великим героям 60-х снится, что они — советские школьники. Денисова, для которой «Огонь» стал дебютом в режиссуре, причудливо заплела судьбы и тех, и других. Причем сделала это вместе с актерами Ильясом Тамеевым, Ариной Маракулиной и Талгатом Баталовым — текст пьесы они сочинили все вместе прямо на репетиции.
«Двое в твоем доме». 2011
Белорусский писатель и оппозиционер Владимир Некляев после протестов в центре Минска был арестован и посажен под домашний арест. Именно последний и стал основным событием документальной пьесы — двое сотрудников белорусского КГБ поселились дома у политического деятеля, однако супруге оппозиционера — так в пьесе — удалось в буквальном смысле выжить «сторожей» из дома.
«Узбек». 2012
Свидетельский моноспектакль режиссера и артиста Талгата Баталова, несколько лет назад переехавшего из Ташкента в Москву, а позже превратившего историю в увлекательную, смешную и горькую историю о том пути, который приходится пройти любому мигранту, решившему уехать из Узбекистана. Зрители имеют возможность ознакомиться с документами, которые ему пришлось предъявлять или оформлять — такой «театр вещей» дает зрителю отличную возможность вжиться в шкуру переселенца.
«Язычники». 2012
Репертуарный долгожитель и один из самых знаменитых спектаклей театра, поставленный по пьесе драматурга Анны Яблонской. Вернувшаяся из странствий по святым местам свекровь возвращается в семью, чтобы начать третировать родных бесконечными призывами к благочестивой жизни. При этом отец семейства сидит без работы, мать выбивается из сил, зарабатывая на учебу дочери, а дочь бросает институт. После премьеры спектакля, поставленного режиссером Лерой Сурковой, пьесу начали ставить во многих театрах страны — в столичном Театре им. Ермоловой, например, ее поставил Евгений Каменькович. Яблонская погибла при теракте в Домодедово в январе 2011 года, когда летела из Одессы в Москву на вручение премии журнала «Искусство кино» — как раз за пьесу «Язычники».
«БерлусПутин». 2012
Этот спектакль режиссер Варвара Фаэр поставила по пьесе «Двуглавая аномалия» итальянского драматурга, нобелевского лауреата Дарио Фо. Итальянский премьер Сильвио Берлускони приезжает на встречу к своему другу Владимиру Путину. По ошибке террористы убивают Берлускони, а Путина серьезно ранят. Ему пересаживают правое полушарие мозга Берлускони, но очнувшийся БерлусПутин ничего не помнит, и только бывшая супруга пытается ему объяснить, что произошло. Критики назвали этот спектакль «русской политической сатирой в традициях итальянского площадного театра», главная мысль которой — как глава государства обращается со своей женой, так он обращается и со страной.
«Болотное дело». 2015
Лишенное какой-либо политики повествование не столько об «узниках Болотной», сколько об их родственниках, ожидающих освобождения родных и не могущих адаптироваться к этому состоянию; спектакль был создан после «второй волны» арестов по открытому уголовному делу на основе интервью с реальными прототипами. В постановке были задействованы четыре актера без закрепленных за ними ролей: каждый мог начать говорить и за мать, и за отца, и за сестру, и за невесту осужденного. Спектакль стоил театру его дома — премьера прошла в присутствии полиции (и предварялась неоднократными «профилактическими» визитами правоохранителей), а после первого показа сотрудники МЧС и прокуратуры пришли в театр с проверкой, после которой хозяева помещения поспешили отделаться от только что закончивших ремонт арендаторов. Последний раз спектакль был сыгран — уже на новой сцене театра — 14 ноября 2015 года, когда последний фигурант дела вышел на свободу, и экс-заключенные по делу пришли на финальный показ в почти полном составе. Сейчас театр готовит к выходу «Болотное дело – 2», в котором часть бывших узников будет «играть» самих себя.