Центр современного искусства «Винзавод» отмечает десятилетие: громко открывшись в 2007 году выставкой Олега Кулика «Верю», сейчас он превратился в главный распределительный узел современного искусства в Москве: сюда переехали все ключевые галереи, выросли арт-кафе, появились свободные площадки для временных выставок. Введя в оборот само слово «арт-кластер», «Винзавод» задал тон своим конкурентам, появившимся позже.
И тут же ушел от амплуа «арендной площадки + места для тусовок», к которому его готовила бизнес-логика, предпочтя развиваться как арт-институция. Вместе с десятью ведущими галереями здесь теперь проживают площадка «Старт» для молодых и начинающих художников, «Творческие мастерские для любого возраста», сюда переехал институт современного искусства «База».
Юбилейный год, рассказывает основательница «Винзавода» Софья Троценко, «Винзавод» решил посвятить итогам работы и выстраиванию стратегии развития на следующие пять лет. Судя по ее словам, произнесенным на встрече с журналистами,
«Винзавод» продолжает рассматривать современное искусство как тотальное пространство, в котором есть место как собственно арт-деятельности, так и смежным с ним музыкальным, театральным и перформативным практикам.
Программа юбилейного года включает в себя таймлайн-инсталляцию «Передаем сигналы точного времени», посвященную событиям, случившимся за десять лет внутри и вне стен арт-кластера, а также цикл персональных выставок «Прощание с вечной молодостью». Их героями стали самые резонансные художники последних десяти лет, причем самого разного калибра: от леваков из краснодарской группировки ЗИП или Евгения Гранильщикова до увенчанной множеством наград Ирины Кориной или граффити-артиста Миши Моста.
Основатель и президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко рассказала «Газете.Ru» о том, как арт-кластер изменил город и как в ближайшее время изменится сам.
— Как Центр современного искусства «Винзавод» изменил город, когда появился, и как город изменился сейчас, когда «Винзаводу» исполнилось десять лет?
— Я думаю, что «Винзавод» в числе прочего стал первым опытом системной джентрификации (то есть повышения статусности и престижа прежде непопулярного места. — «Газета.Ru») района, в котором он находится — Сыромятников, — и города в целом. За прошедшие десять лет до неузнаваемости изменились общественные пространства, улицы и парки. На мой взгляд, именно «Винзавод» подготовил ту платформу, которая сделала возможными нынешние процессы, происходящие в городе.
— Что вы имеете в виду?
— В городе есть активная молодежь со своими идеями о том, как надо менять, улучшать место и среду, в которых мы живем, а самое главное — с желанием этим заниматься. Эти базовые принципы, которые мы применили на нашей небольшой площадке, потом шагнули за территорию «Винзавода». Не хочу спекулировать громкими словами, но за десять лет действительно выросло поколение молодых людей, для которых «Винзавод» был всегда, которые выросли вместе с ним. Я понимаю, что в общем числе горожан «поколение «Винзавода» составляет малую частичку — малую, но очень важную, качественно новую.
— Звучит оптимистично, но позвольте спросить: оглядываясь назад, вы можете сказать, стал ли ЦСИ «Винзавод» агентом изменений в городе? Или, наоборот, стал «гетто», в котором современное искусство может не бояться носителей скреп, своего рода убежищем?
— Мы размышляем над этим вопросом, и тот процесс, о котором вы говорите, будет отражен в инсталляции-таймлайне, которая называется «Передаем сигналы точного времени» — проект к нашему юбилею делают кураторы Николай Молок и Александр Шейн. Мое мнение, что, когда мы начинали, современное искусство считалось чем-то, во-первых, очень элитарным, а во-вторых, закрытым и замкнутым на себе.
Наша цель как раз и состояла в том, чтобы не просто собрать его важных «акторов» и художников в одном месте, но и открыть место для самой широкой публики.
Потом эти процессы вышли за пределы «Винзавода» и, во многом благодаря политике правительства Москвы, начались во всем городе. То есть «Винзавод» был, остается сейчас и будет одной из немногих площадок, в которых современное российское искусство сможет продолжать развиваться открыто.
— Что происходит с «Винзаводом» сейчас?
— Для нас сейчас наступил период наблюдения, анализа и исследования тех тенденций, которые происходят и будут происходить в искусстве в ближайшие несколько лет. За десять лет многое изменилось. Сейчас все: и Третьяковка, и ГМИИ имени Пушкина, и Музей Москвы — занимаются молодыми современными художниками.
Для нас настало время проанализировать свою роль в этом процессе. Мы, безусловно, будем продолжать поддерживать молодое искусство, но, оставаясь живой площадкой, хотим быть гибкими в отношении тех способов, которые мы применяем.
Мы сейчас как никогда открыты для новых проектов и новых партнерств. В этом году, например, сайт проекта «Старт» стал входной точкой для участия в Московской биеннале, с апреля пройдет цикл персональных выставок 12 российских художников нового поколения. Очевидно, что десятилетие — это хороший повод запустить новые проекты и инициативы, над которыми мы сейчас работаем.
— Что изменится в ближайшее время в Центре современного искусства «Винзавод» в результате этих исследований?
— Мы работаем над изменением не только содержания, но и системы управления «Винзавод». Эта система, кстати, менялась несколько раз. Сначала, когда мы собирали галереи и других резидентов, их отбором руководил арт-директор Николай Палажченко. Затем проектной деятельностью занимался выставочный отдел, который был одним из отделов организации, реализуя проекты, утвержденные внутренним экспертным советом. Затем, в 2008 году, был создан Фонд поддержки современного искусства «Винзавод». Он собрал все некоммерческие и стратегические проекты «Винзавода» для централизованной поддержки: проект «Старт», Best of Russia, выставочные проекты, Философский клуб и так далее.
Я как профессионал уже многое дала «Винзаводу» как институции,
планирую сократить свое участие в оперативной деятельности арт-кластера и сосредоточиться на том, что я считаю самым важным в нашей деятельности, — образовании.
В фонде появится подразделение, которое начнет системно заниматься развитием этого направления.
— Почему вы даете образованию наивысший приоритет? Потому, что вы занимались этим в правительстве Москвы?
— Не совсем так. К моменту, когда меня пригласили в правительство Москвы, я уже занималась образованием — два года была деканом продюсерского факультета Школы-студии МХАТ.
На мой взгляд, многие важные процессы в культуре уже начаты, но без изменений в системе образования они не приведут к качественным переменам, не позволят современному российскому искусству выйти на новый уровень.
У нас вся система образования для художников, кураторов и критиков архаичная — обломки прежней парадигмы, на месте которой давно пора появиться новым подходам.
— Когда мы сможем ознакомиться с новой структурой управления и деятельности ЦСИ «Винзавод»?
— О том, как институция будет работать в свой следующий период, сообщим в конце года.