У 55-летнего Керри нет ни одной номинации на «Оскар», зато несколько — на «Золотую малину». Но важно ли это, если за более чем тридцатилетнюю карьеру в кино актер успел стать одним из самых известных в мире комиков и любимцем миллионов?
Джим Керри и Брежнев
Визитной карточкой Джима Керри считают его неординарную мимику. Неудивительно: ведь актер начал упражняться в искусстве пародии еще в детстве, изображая перед друзьями Брежнева и Джека Николсона. Но стартовать с оглушительного успеха не получилось: первый дебют 11-летнего Керри в качестве комедианта перед публикой обернулся провалом, и будущий актер всерьез задумался о том, чтобы навсегда оставить свое чувство юмора при себе.
Но долго скрывать талант Джим Керри не смог — и после первых успехов в родной Канаде он перебирается в Лос-Анджелес, где пытается добиться участия в нескольких фильмах и комедийных шоу.
Карьера пошла в гору не сразу: в 80-х Керри удается заполучить главные роли в нескольких картинах, однако успеха у критиков фильмы не получают, и актерская игра Керри остается незамеченной. Ему доводилось перевоплощаться в довольно странных героев: девственника, влюбленного в вампиршу («Однажды укушенный», 1985), клоуна-фокомелика («Розовый кадиллак», 1989) и даже краснокожего инопланетянина, чей космический корабль падает в бассейн землянки («Земные девушки легко доступны», 1988). Последняя картина получает неплохие отзывы, а Керри — возможность участвовать в более перспективных проектах.
Популярность приходит к Джиму Керри вместе с ролью Эйса Вентуры — частного детектива, разыскивающего пропавших и похищенных домашних животных.
От участия в малобюджетной картине отказались все более-менее известные комики Соединенных Штатов, но Керри взялся за роль с упорством и усердием. Актер сам работал над сценарием к картине и сам создавал свой образ: в итоге Эйс Вентура запомнился зрителям как яркий, симпатичный персонаж, умеющий держать на своих плечах восемь попугайчиков и одну обезьянку. При бюджете всего в $15 млн фильм заработал в прокате $100 млн, а Керри был одновременно удостоен и номинации на премию MTV Movie Awards за лучшую комедийную роль, и «Золотой малины» как худшая новая звезда.
«Маска» и еще тупее
1994 год — год выхода двух блестящих комедий с Джимом Керри в главной роли. «Маска» — ядовитая сатира на идею американской мечты, где застенчивый герой-клерк получает харизму, деньги, власть и сердце молодой Кэмерон Диаз, примерив маску древнего бога озорства. Фильм был номинирован на «Оскар» — и пока зеленолицый трикстер не успел уйти из памяти кинозрителей, Керри снялся в комедии братьев Фарелли «Тупой и еще тупее». В паре с Керри в фильме сыграл Джефф Дэниэлс (чего от него никто не ждал — ведь Дэниэлса воспринимали как более серьезного и даже более интеллигентного актера, учитывая его работы в фильмах Вуди Аллена и Майка Николса), и этот безумный, придурочный и в то же время чистый дуэт принес фильму колоссальные кассовые сборы: $127 млн в США и $246 млн в мире при бюджете всего в $17 млн. Пускай юмор картины местами приземлен и очень груб, зрители навсегда влюбились в подстриженных под горшок уродцев и были готовы смеяться над ребяческими выходками героев.
Керри удалось покорить не только зрителей, но и Лорен Холли, сыгравшую недоступную красавицу Мэри, — она стала женой актера.
Первую попытку выйти из образа вечного шута Керри предпринял, снявшись в 1995 году в неонуарной картине Джоэла Шумахера «Бэтмен навсегда», сыграв злодея Загадочника, — впрочем, и это было смешно.
Драма по-американски
Качественно другой Джим Керри появится на экране в 1998 году в фильме Питера Уира «Шоу Трумана». Его герой, Труман Бербэнк, живет в типичном американском городке с кукольными домиками, деля быт с бессменно улыбчивой женой, каждый день читает одну и ту же газету, каждый день проживает средний день среднего американца и не подозревает, что вся его жизнь с момента рождения — телешоу с актерами, режиссером и декорациями, а каждая секунда его жизни проходит на глазах у миллионов зрителей. Керри блестяще отработал шекспировский постулат «Весь мир — театр» (а в случае с «Шоу Трумана» — просто постмодернистский театр абсурда) и навсегда разбил образ актера одного амплуа. Фильм получил три «Золотых глобуса» (один из них достался Керри) и три номинации на «Оскар».
В начале нулевых Джим Керри вновь вернулся к комедийному жанру — и более чем успешно.
Он сыграл в картине братьев Фаррелли «Я, снова я и Ирэн» с Рене Зеллвегер, семейной картине «Гринч — похититель Рождества» и «Брюсе Всемогущем» с Дженнифер Энистон и Морганом Фрименом — этот фильм является самым кассовым в кинематографии актера (около $500 млн сборов).
В 2004 году на экраны вышел фильм, где Керри сыграл, пожалуй, лучшую из своих драматических ролей.
«Вечное сияние чистого разума» — шедевральный дебют в полном метре клипмейкера и видеохудожника Мишеля Гондри, экзистенциальная мелодрама. У фильма есть все, чтобы годами оставаться в топах лучших: неузнаваемая и прекрасная Кейт Уинслет в роли странной девушки, зачаровывающей своим безумием, игры разума и воображения и исполнение главного желания всех бывших влюбленных — стертая память. И не нужно сжигать совместные фотографии — команда доктора Мерзвияка вычистит образ возлюбленной из головы, а милый совместно нажитый хлам — из дома. Сценаристы фильма Чарли Кауфман, Мишель Гондри и Пьер Бисмут собрали множество премий — от «Оскара» и BAFTA до премии Брэма Стокера. Керри вновь — ни одной.
Я люблю тебя, Джим Керри
После у Джима Керри были хорошие и запоминающиеся комедийные работы: фильм Брэда Силберлинга «Лемони Сникет: 33 несчастья» — вновь гениально сыгранный «детский» старикашка-злодей. Была комедия «Всегда говори «Да», где актер сам выполнял многие сложные трюки. Были, в конце концов, не слишком остроумные, но милые «Пингвины мистера Поппера». Но встречались и откровенные провалы: «Тупой и еще тупее – 2» ни на йоту не приблизился к успеху оригинала. Не получил успеха и триллер «Роковое число 23».
Особняком от всех предшествующих работ стоит роль Керри в мелодраме Люка Бессона «Я люблю тебя, Филлип Моррис».
Это биографический фильм о жизни американского мошенника Стива Рассела. Герой Керри имеет хорошую работу и любящую жену, что, как известно, еще не залог счастья. Стив Рассел попадает в автоаварию и осознает, что у него слишком мало времени, чтобы жить, пытаясь вписаться в каноны, — тут-то он и становится аферистом и перестает подавлять в себе гомосексуальные склонности. Газета The Times дала фильму четыре звезды из возможных пяти и напомнила читателям, «каким хорошим актером может быть Керри, когда он не пытается угодить голливудской тусовке».