«Цепь! Очки! Шляпа! Шампанское! С Новым годом!» — этими словами Василий Вакуленко завершил самый насыщенный в своей карьере 2016 год. В тот же момент в iTunes стал доступен новый альбом Ноггано «Лакшери». На это название Вакуленко, разумеется, имеет полное право — последнее московское выступление прошлого года состоялось в Барвиха Luxury Village. И солидной публикой Вакуленко повелевает не менее уверенно, чем людьми на конвенциях по вейпингу или собственном фестивале Gazgolder Live:
в финале концерта господа хорошие повскакивали с мест и побежали к сцене танцевать под «Выпускной» — главный русскоязычный хит-2016.
В апреле 2017-го Баста планирует собрать полный (то есть круглый, без уполовинивающих пространство перегородок) сорокатысячный «Олимпийский», а пока предлагает публике переключить, так сказать, дискурс и погрузиться в мир своего альтер-эго — проекта Ноггано. «Мир» здесь не пустое слово: 35 треков, два с половиной часа хронометража —
за семь лет, которые отсутствовал в эфире автор «Жоры» и «Застрахуй», Василий Михайлович отчитался самым исчерпывающим образом.
Тут надо сразу сказать, что чего-то в духе народных хитов из бара Дениса Симачева (где прославился тот же «Жора») от «Лакшери» ждать не стоит. Да, тут есть два проникновенных дуэта с уральской «Триагрутрикой» («Диван» и «Девочка»), есть выпущенная полтора года назад «Собака съела товар» и ее гомерический сиквел «Кот, который тебя унизит». Но кроме того: построенная на сэмпле из знаменитого спича спортивного вице-премьера Виталия Мутко «No Banditos», злобный бандитский сторителлинг («Маха», «Короче»), мрачные анекдоты про галлюцинирующую маму («КиReal») и супергероическую бабушку («Большая Ба») и еще черт знает что.
Исполнено все при этом в формате демонстрации стилистических достижений — трэп, олдскул, ньюскул, хип-хаус; читка на любой вкус — быстрая, медленная, двойные рифмы, напористый, в духе Эминема, фристайл.
При этом перед нами полностью авторский материал, который лишний раз раскрывает Вакуленко еще и как выдающегося битмейкера, всеядного рэп-композитора типа Канье Уэста, способного переварить и приспособить под свои нужды любой стиль и жанр. Другое дело, что
послушать этот новогодний альбом-подарок примерно как съесть залпом тазик оливье под «Иронию судьбы» — задача вроде бы приятная и благородная, но едва ли выполнимая.
В какой-то момент неминуемо начинает казаться, что Вакуленко на этот раз все-таки переборщил с масштабами, переоценил своего слушателя или вообще про него не думал, набросав в одну папку все накопившееся за семь лет.
Ощущение это обманчиво. Во-первых, с отмиранием физических носителей альбомная форма, вполне вероятно, не отмирает, а мутирует — конец ограничению на 78 минут, которое присутствовало на лазерных дисках, открывает серьезные перспективы, и «Лакшери» — яркое тому подтверждение. К первому прослушиванию альбома лучше всего подходить как к сериалу или альманаху — что-то в духе «Russian Hardcore Story».
Кинематографичные криминальные истории, которые рассказывает вымышленный Вакуленко персонаж Ноггано, основаны на реальных событиях и лишь на первый взгляд имеют нечто общее с арт-феней «Кровостока» или шнуровскими матюгами.
Галерея артистичных бандитов, проходящая перед глазами во время прослушивания, — вольные люди, которыми всегда славился родной для Вакуленко Ростов-на-Дону.
Да и вообще, ключ к этому альбому — расположенный в финальной трети скит «Окраина», пролог из одноименного киношедевра Петра Луцика, посвященного хождению уральских мужиков в Москву за справедливостью.
Из фильма, который вышел в 1998-м и рябью прошел по сытым «нулевым».
Из фильма, который показал (и напугал) столичному зрителю Россию — потустороннюю, но совершенно реальную, хоть и незаметную до поры. Вот примерно про эту Россию и поет сегодня для гостей Барвиха Luxury Village Василий Вакуленко.