«Стив Джобс»
Перед тем как взяться за продолжение своего главного хита «На игле 2», Дэнни Бойл решил размяться на нехарактерном для себя материале и снял байопик главного человека из Apple. Особого успеха в США картина не имела (не удалось отбить даже скромный бюджет в $30 млн), и это неудивительно. Бойл заключил своего героя в жесткие, практически театральные рамки. <1> Ограниченное число действующих лиц, разыгрывающих три легких пьесы за кулисами презентаций, создавших новейшую историю, какой мы ее знаем. Однако фильм надежно оседает в памяти в силу слегка старомодного обаяния, а также блистательного сценария Аарона Соркина и отличного Фассбендера, который благодаря природной пластичности перевоплотился в Джобса почти до неразличимости.
«Крид: Наследие Рокки»
Энергия, вложенная молодым актером-неудачником Сильвестром Сталлоне в сценарий «Рокки», не иссякла по сей день. Ее с лихвой хватило на то, чтобы перезапустить франшизу, выведя на первый план отпрыска Аполло Крида и принести Слаю «Золотой глобус» и вторую номинацию на «Оскар». При этом, несмотря на строгое следование канону, «Крид» — это ни на йоту не ретро, а напротив — совершенно актуальное кино о вечных ценностях.
«Милый Ханс, дорогой Петр»
Вышедший, к счастью, в прокат фильм Александра Миндадзе — лучшее русское кино о войне. Впрочем, окончание «о войне» можно и убрать. Взяв за основу исторический материал, Миндадзе снял гипнотическую и трагическую картину, которая идеально созвучна дню сегодняшнему.
«Дуэлянт»
Выход одного из самых ярких российских авторов Алексея Мизгирева («Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой») за пределы малобюджетного кино получился совсем не тем, чего от него ожидали. Мизгирев не только не растерялся, получив на реализацию замысла внушительный бюджет, но и сумел не потерять себя, отказавшись следовать неписаным законам создания блокбастера. Результат многих зрителей озадачил, но эксперимент все же можно считать удачным. Тем более что именно из таких авторских блокбастеров обычно и вырастали киноиндустрии любой страны мира.
«Высотка»
Оптимистическая антиутопия Бена Уитли — абсолютный визуальный шедевр, за красотой которого, однако же, не ускользает и содержательная сторона. С исходным романом Джеймса Балларда режиссер обошелся уважительно, но несколько актуализировал его. После аккуратного смещения акцентов конец света выглядит не бесповоротной катастрофой, а стартовой точкой чудного нового мира — не так уж плохо для 2016 года.
«Неоновый демон»
Очередной визионерский триллер Николаса Виндинга Рефна («Драйв», «Вальгалла», «Только Бог простит») на этот раз о модельном бизнесе. Здесь человек человеку не волк, а волчица или ягуар. Всем более-менее понятно, что за кулисами подиумов творится гламурный макабр, но никогда еще он не представал на экране таким жутким и таким смешным.
«Она»
Триумфальное возвращение Пола Верховена на экран — с психотерапевтическим комедийным триллером про изнасилование, в героине которого всякий зритель на свой манер узнает себя. Героиню играет Изабелль Юппер, вновь подтверждая статус лучшей актрисы на свете — без скидок на возраст и национальность. Верховен и Юппер в этом году заслужили абсолютно все награды, и пусть вас не смущает, что Американская киноакадемия не включила картину в шорт-лист иностранных соискателей «Оскара» — голландцу просто до сих пор не могут простить «Шоугерлз».
«По соображениям совести»
И еще один блистательный камбэк — на этот раз австралийского забияки Мела Гибсона. Он снял байопик — героического санитара, отказавшегося прикасаться к оружию. Это умное, тончайшее и при этом дико зрелищное кино об абсурдной сущности войны и о единственном способе ее преодолеть. Гибсон наглядно показывает, что слухи о его идиотизме и мракобесии сильно преувеличены. Нет ни одной причины, чтобы одна из самых впечатляющих карьер Голливуда сейчас не вышла на новый виток — нам на радость.
«Поезд в Пусан»
Прорыв года — корейский блокбастер про зомби в поезде. Закостенелый концепт, как водится, заиграл новыми красками, попав в руки к азиатам, но главное, что это гурманское кино абсолютно подходит и для неподготовленного зрителя.
«Фрэнк и Лола»
Дебют экс-кинокритика Мэттью Росса в полнометражном кино, за который ему уже прочат славу нового Де Пальмы. Такие прогнозы, конечно, перебор. Балансирующая между перверсивным триллером и романтической мелодрамой картина — чисто киноманское зрелище, от которого отчетливо веет желанием оправдаться за критические опусы. Цели Росс достигает: это легко и талантливо сделанная история, работа штучной выделки, хоть и пока что проходящая по разряду формальных упражений — зато несомненно лучшая в своем роде.
«Служанка»
И еще одно возвращение — на сей раз на родину, куда Пак Чхан-Ук вернулся после короткой американской гастроли с «Порочными играми». Путешествие пошло режиссеру на пользу. Несмотря на абсолютно аутентичный исторический материал и жанровые особенности, по настроению «Служанка» — идеальная голливудская авантюрная мелодрама, близкая к «Связи» братьев Вачовски или уже упоминавшимся «Шоугерлз» Верховена.
«О, Интернет: Грезы цифрового мира»
Председатель воображаемого клуба кинопутешественников имени самого себя Вернер Херцог объехал уже весь мир, включая Антарктиду, и теперь отправился на разведку в виртуальное пространство. Итоги его вояжа, запечатленные в фильме, не то чтобы открывают что-то новое по теме, скорее предлагают точку зрения. Среди прочего «Грезы цифрового мира» убедительно доказывают, что даже в цифровом мире есть место поэтам вроде внешне сурового баварского режиссера.
«Франц»
Фильм-ребус, новый шедевр французского классика Франсуа Озона. Франция, Франс, Франсуа — с этих перекличек начинается эта тихая, но непредсказуемая картина. Еще одно исчерпывающее высказывание о войне, любви и жизни, исполненное на пике мастерства и при этом с изрядной долей иронии.
«Расплата»
Отнюдь не шедевр, но редкий фильм, напоминающий о том, что кинематограф — это не выбор между комиксовыми франшизами и арт-кино. «Расплата» — крепкий жанровый кинороман, под завязку насыщенный действием и украшенный отличными актерскими работами. Солирует Бен Аффлек, которому роль криминального гения-аутиста чудо как к лицу.
«В погоне за Майлзом»
Еще один дебют — на этот раз актера Дона Чидла, который самостоятельно написал сценарий о Майлзе Дэвисе и экранизировал его, овладев на шестом десятке профессией постановщика. Получилось лихо и немного дико. Вместе кондового байопика Чидл предлагает фильм не о букве, а о духе — вымышленную авантюрную историю, идеально отражающую при этом музыку безумного гения Дэвиса, которого актер, естественно, сыграл тоже сам.
«Рожденный для грусти»
Другая сторона золотой эры джаза — если «В погоне за Майлзом» фильм про черную витальность, то «Рожденный для грусти» — про белую трагедию. Это тоже несколько достроенная (в части завязки, по крайней мере) биография великого трубача Чета Бейкера — отчаянный бенефис Итана Хоука, который из голливудского красавчика окончательно превратился в смелого и умного характерного актера.
«Рустом»
Всякий топ был бы неполон без индийского фильма, учитывая невероятный коммерческий, а главное — творческий подъем современного Болливуда. «Рустом» — история морского офицера, застрелившего любовника жены, — уже четвертая, кажется, экранизация реального сюжета из 1960-х (и уже готовится пятая). В этом году индусы особенно преуспели в жанре судебной драмы (рекомендуем также фильмы «Ферзь» и «Розовый»), но «Рустом» — это своего рода вершина. Дико напряженный, очень подробный, местами совершенно пижонский, этот фильм заходит периодически на территорию чистой мелодрамы, чтобы в финале превратиться в идеальный патриотический блокбастер — есть чем поучиться.
«Полный расколбас»
Гоп-компания из круга Джадда Апатоу на сей раз взялась за мультипликацию и подарила фильм, которому больше всего подходит набирающее популярность в интернете слово «поехавший». Война людей и сосисок, финиширующая оргией с участием лаваша, — исчерпывающее высказывание о современном мире. Причем искать какие-то отдельные коннотации здесь дело бессмысленное, куда приятнее убедиться в том, что авторская свобода может быть и вот такой.
«31: Праздник смерти»
Новейший хоррор Роба Зомби — придуманная примерно за минуту история про клоунов, угодивших в гости к маньякам на Хеллоуин. Как и со всяким действительно стоящим произведением, обаяние этого фильма сложно объяснить словами. Видимо, дело в невероятной любви, которую режиссер испытывает к жанру в целом и ко всем, кто попадает в объектив его камеры — от итальянского двойника Гитлера до громилы в балетной пачке по прозвищу Смерть. Впрочем, первое место, конечно, все равно у несравненной Шери Мун — супруги Роба, которой «31» обязан совершенно сумасшедшим по накалу и нежности финалом.
«Элвис и Никсон»
Совершенно вроде бы необязательное кино — экранизация исторического анекдота, информации о котором кот наплакал. Встреча короля рок-н-ролла с президентом не была застенографирована, а значит, показанное — во многом домыслы авторов. Впрочем, фокус в том, что все это совершенно не важно, поскольку Кевин Спейси добавляет Никсона в персональную галерею наследников Ричарда III, а вообще не похожий на Элвиса Майкл Шеннон делает своего героя пугающе достоверным в сочетании нелепости и подлинного величия.