В приморском городе было совершено убийство — молодую женщину в одежде конца 1970-х с ножевыми ранениями неизвестные подбросили на детскую площадку. Расследует убийство молодая следователь Рита Сторожевая (Анна Попова), которую очень опекает только что назначенный начальник следственного отдела Никушин (Алексей Барабаш, певец Ободзинский в сериале «Эти глаза напротив»). Никушин рекомендует Рите поискать похожие случаи в прошлом, а также связаться с психиатром Ильей Лавровым (Кирилл Кяро), которого он считает специалистом по маньякам.
Рита быстро выясняет, что таким образом женщин убивали в 1979 году. Но те преступления раскрыты, за них был осужден некий Косарев (Василий Мищенко), который пожизненно сидит в тюрьме, и недавно ему было отказано в досрочном освобождении. Следователь Пучков (Игорь Скляр), который вел те дела, уверен, что 35 лет назад он не ошибся, а еще один подозреваемый Гавришин (Юрий Цурило) сам связывается с Ритой, чтобы рассказать о том, что тогда случилось. Лавров же разводится с женой, у него обширная практика, и ему не до помощи следствию — и он соглашается сотрудничать, только когда узнает, что убитая была ему знакома.
На Первом канале начинается показ сериала «Научи меня жить», название которого позаимствовано из одноименной песни Алексея Романова (ее исполняли группы СВ и «Воскресенье») и в котором
нынешним следователям и примкнувшему к ним психиатру предстоит исправлять ошибки следователей советского времени и искать настоящего маньяка.
Актер Кирилл Кяро — феномен отечественного телевидения последних лет, снимается много и, кажется, охотно. Во всяком случае, в его актерской фильмографии сейчас почти 60 ролей — и еще около десятка проектов находятся в производстве. Но прославился Кяро не так давно, после выхода в 2013-м сериала «Нюхач», в котором актер играл довольно необычную смесь Шерлока Холмса и Парфюмера, который умел по запаху восстанавливать прошедшие события и очень берег свой нос от кошек.
Следующие фильмы к заработанным на «Нюхаче» очкам ничего не добавили – роли Кяро в «Джуне», «Лондонграде», «Родине» или даже в «Нюхаче-2» были не самыми большими,
и только в «Изменах» он раскрылся еще и как лирический персонаж — кстати, тоже врач.
В «Научи меня жить» Кирилл Кяро — так же как и в «Нюхачах» — играет необычного героя. Его Лавров — очень хороший психиатр, который за две минуты может расколоть симулянта. Но в этого персонажа перешло и кое-что из «Измен» — справиться с собственной жизнью прекрасный специалист по душевным болезням не может и в результате
пытается разобраться не только с преступлением, но и с уже свершившимся разводом.
Впрочем, определение «сапожник без сапог» можно применить, наверное, к каждому герою этого психологического детектива, от действующего следователя Риты и ее начальника Никушина до отсидевшего в тюрьме 30 лет Косарева или покорно несущего груз закрытых дел отставного следователя Пучкова, немного — лишь немного — напоминающего незабвенного Порфирия Петровича. У всех героев есть собственные и весьма многочисленные тараканы в головах — даже у начальника Риты, в целом положительного, хотя и строгого назначенца со стороны. У Лаврова их, пожалуй, меньше, чем у остальных — но только потому, что в первых сериях его роль в расследовании не слишком яркая — но сюжет понемногу закручивается, а тараканы размножаются.
Вообще взаимоотношения всех действующих лиц иногда выглядят интересней детективной истории сериала, с которой в «Научи меня жить», впрочем, тоже все в порядке.
Что удивительно, потому что обычно в детективах на отечественном ТВ именно детективная составляющая является самым слабым местом. Причин несколько. В обычных и популярных, рассчитанных на широкую аудиторию процедуралах чрезмерное усложнение преступления может оттолкнуть зрителя. Иногда по задумке сценаристов виновного показывают сразу, поскольку фильм посвящен только работе следствия. Иногда речь идет об уже известной истории (как, например, в серии, начатой «Мосгазом»), где вообще незачем скрывать преступника, о котором любой желающий может прочитать в Википедии – и разница будет лишь в малозначительных деталях.
В «Научи меня жить» преступника как раз показывают почти сразу — но со спины, и он остается безликим Хантером, который общается в чате со своим заказчиком-анонимом.
Других, более явных подозреваемых нет: один во время современного убийства прочно сидит в тюрьме, другой был оправдан еще во время того, старого следствия, у кого-то алиби, а кто-то просто мелкий хулиган и на подобное просто не способен. И зрителю остается только идти за следователями, смотреть на то, на что смотрят они, и пытаться уследить за их логикой. И звать на помощь другую песню все того же Алексея Романова — «Не оставь меня».