Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Стараюсь держаться подальше от политики»

Музыкант и продюсер Стас Намин о масштабном фестивале в честь юбилея

Пионер российского рока, лидер группы «Цветы» Стас Намин рассказал «Газете.Ru» о масштабном фестивале в честь своего 65-летия, которое отмечается 8 ноября, а также о совместной выставке с Бобом Диланом и о том, чем современная цензура отличается от советской.

— На свой прошлый юбилей вы провели творческий вечер в Доме музыки, а теперь — целый фестиваль. Стали серьезнее относиться к дате, захотелось с размахом отметить и напомнить о себе?

— То, что будет, — это скорее творческий отчет, нежели демонстрация талантов, так как еще не факт, есть они или нет. Я вообще к юбилеям отношусь несерьезно, и для меня это лишь формальная причина показать друзьям то, что я делаю. В этот раз вообще не представлено мое увлечение рок-музыкой: я перестал ею заниматься года три назад, и мне кажется, особого размаха тоже нет, так как все залы камерные и рекламы по городу и в СМИ нет.

— В рамках фестиваля будут показаны как ваши самые популярные спектакли, так и премьера — «Нью-Йорк. 80-е. Мы!». Расскажете о ней?

— В этом спектакле ничего не придумано. Все, что там происходит и о чем там говорится, — правда, которую видел и описал Михаил Шемякин (который сам участвует в спектакле) и подтверждают все очевидцы событий. А происходит там довольно жесткая, без прикрас, жизнь тех известных легендарных людей, которые были высланы в 1980-е из СССР и жили в Нью-Йорке.

— Среди других спектаклей — «Победа над Солнцем», с успехом принятая во всем мире. Как вам кажется, что купило ей международный успех?

— «Победа над Солнцем» получила так много восторженных откликов в мире, потому что мы ее сделали с уважением к гениальным авторам (имеются в виду футуристы Михаил Матюшин и Алексей Крученых. — «Газета.Ru»). Русский музей предоставил нам все сохранившиеся архивы, и мы их использовали, пропустив сквозь наше сегодняшнее видение. Вообще, наверное, главное — не что сделать, а как. В этом и весь секрет.

— У вас открывается авторская кинопрограмма в Центре документального кино. Вы лично имели отношение к ленте «Free to Rock», в которой речь идет о рок-музыке и ее влиянии на советскую жизнь. Что вы вкладывали в этот фильм, ведь у вас был личный опыт, связанный с предметом исследования фильма?

— Этот документальный фильм — это не только мое детище. Изначально он был задуман и профинансирован американской стороной и представлял собой довольно странную однобокую историю. Уже после начала съемки включиться в работу пригласили меня и режиссера Джима Брауна. И мы по возможности — думаю, процентов на девяносто — изменили фильм и сделали его более похожим на правду.

Этот фильм о том, как рок-музыка повлияла на молодежь в Восточном блоке социалистических стран и, может быть, внесла свою лепту в распад так называемого коммунистического режима.

— Следующая лента посвящена Армении, что тоже является для вас личной историей. Расскажите об идее, процессе съемок.

— Я родился и жил в Москве. И несмотря на то что мама в детстве возила меня в Армению, языка я не знаю и никогда там не жил. В какой-то момент, когда меня с группой «Цветы» здесь совсем задавили запретами, я даже попробовал работать от Армянской ССР. Но и там, после того как я организовал рок-фестиваль на ереванском велотреке в 1981 году (о нем написали журналы Time и Stern), меня признали антисоветчиком и выгнали из республики. С тех пор я там почти не бывал.

И вдруг не так давно мой друг Рубен Варданян предложил мне с сыном попутешествовать по всей Армении и Карабаху на машине. Мы проехали более 2 тыс. км и сняли фильм о людях, о природе, о древних храмах. Специально для этого фильма я взял интервью у Католикоса Гарегина II, а Чулпан Хаматова записала закадровый текст.

В результате получился фильм в стиле National Geographic, с поэзией Мандельштама, с красивой армянской музыкой и экскурсами в историю.

Мне, конечно, эта тема близка, и надеюсь, будет интересна многим.

— В программе фестиваля еще один исключительный фильм — последнее интервью художника Эрнста Неизвестного. Чего ждать от этой картины?

— Я дружил с Эрнстом и безмерно уважаю его как человека и личность поразительной кристальной честности и возвышенной силы духа. Фильм «Разговор с Неизвестным», собственно, и состоит из моего разговора с Эрнстом Неизвестным у него дома под Нью-Йорком. Про этого удивительного человека снято много очень серьезных фильмов, рассказывающих о его жизни и ее самых главных исторических эпизодах. В моем фильме Эрнст абсолютно домашний, и мы просто разговариваем с ним об искусстве и о жизни. Думаю, зрителю редко выпадает возможность увидеть его таким, как в этом фильме.

— В Российской академии художеств открывается выставка «Откровенно / Inside Out». Что мы увидим на ней?

— Последние 15 лет я серьезно занимаюсь живописью. Честно говоря, не осмеливался показывать свои работы раньше, потому что у меня не было ощущения, что я нашел ту красоту, выразительность и своеобразие, которые чувствовал и стремился постичь. За это время я прошел несколько стадий, и в последние два-три года мне вдруг показалось, что стало что-то получаться. Не знаю, так ли это в действительности, это решат искусствоведы и профессиональные художники. Которые, надеюсь, придут на Пречистенку и увидят более шестидесяти моих работ живописи и графики, которые я собираюсь там показать.

— Я знаю, что вы планировали еще и совместную выставку с Бобом Диланом

— С Диланом мы планировали выставку уже в этом году, но по не зависящим от нас обстоятельствам она не получилась. Думаю, в следующем сложится.

— Ваша новая симфония «Centuria S — Quark» была недавно записана Лондонским симфоническим оркестром на знаменитой студии Abbey Road. Почему человек, прославившийся как рок-музыкант, перешел к симфонической музыке?

— В середине 1990-х я попробовал писать небольшие симфонические пьесы, так сложилась восьмичастная сюита «Осень в Петербурге». Услышав свою сюиту в разных исполнениях, я подумал, что музыкальные образы, которые у меня там получились, в чем-то выразительные, но все-таки больше подходят к какому-то неснятому фильму.

А мне хотелось сказать в этой музыке что-то, что не подойдет ни к какому фильму.

Вот тогда я и задумался о большой симфонической форме. Около двух лет у меня ушло на написание музыкального материала, а с аранжировкой мне помог Александр Слизунов, который начинал со мной в «Цветах», а в последние годы стал музыкальным руководителем нашего театра. Я был шокирован, когда Лондонский симфонический оркестр вдруг отобрал мою музыку и впоследствии записал ее на этой студии.

— В последние годы у вас появились песни, навеянные событиями на Украине («Пир во время чумы»). Что думаете сейчас о происходящем?

— Я в жизни далек от политики и стараюсь к ней не приближаться. И в этих песнях мое отношение скорее не политическое, а человеческое. Когда все это началось, я был абсолютно шокирован тем, что там происходит, и эти песни просто отражают мои мысли и настроение, связанные с этим мракобесием.

— Вы хорошо знакомы с таким явлением, как государственная цензура, ранее вы в нашем разговоре упоминали о том, что вам и вашей группе чинились препятствия. Много ли, по вашему мнению, отличий нынешнего положения дел от 1970-х, когда ваше творчество было под запретом?

— Я сталкивался с цензурой и в СССР, и в США, и думаю, как ни странно это будет некоторым слышать, то, что сейчас называют политической цензурой в России, скорее ближе к американской «свободе слова» по сравнению с тем, что было в советские времена.

— При системно жесткой цензуре в СССР существовали и творили Тарковский и Параджанов, Высоцкий и Галич, Шостакович и Шнитке, Вознесенский, Евтушенко. Вы думаете, это из-за сегодняшней цензуры в России не появляются такие личности и таланты?

— Мне кажется, причина в чем-то другом. Реальная цензура, которую надо действительно бояться, — это самоцензура, которая рождается из страха самих людей за свое благополучие. Она часто бывает еще жестче и циничнее, чем государственная.

— Как вы относитесь к обсуждаемому в последние дни выступлению Константина Райкина на тему сегодняшней цензуры?

— Все, что сказал Райкин, конечно, правда. Хотя в подобной критике я вижу определенную дипломатическую недосказанность, а где-то даже наивность.

К примеру, наивно думать, что какая угодно власть будет терпеть, да еще и оплачивать зеркало, показывающее ее уродливое лицо.

И все же я думаю, что подобная публичная критика на форуме Союза театральных деятелей так или иначе осаждает беспредел, который происходит. Кроме того, мне было не очень понятно, о какой цензуре идет речь — о государственной, идеологической цензуре или о насаждаемой Министерством культуры? Если речь идет о культуре, то эта критика выглядит довольно странно, ведь все «посвященные» понимают, что происходит.

Если в советские времена в культуре была цензура от идеологии, то сейчас она скорее от безграмотности, глупости и плохого вкуса. И конечно, желания выслужиться и не потерять кресло.

Почему вдруг чиновникам дарят такую властьи они принимают решения по серьезным вопросам и распределяют бюджет по своему усмотрению? Я в этом смысле пессимист. У нас, как известно, всегда процветают только бездари и чиновники. Мне в жизни не привито почтение к должностям. Я чувствую почтение только к достойным людям, а среди сегодняшних чиновников они, к сожалению, редко встречаются.

— Что думаете о современной музыке, кого не переносите, а кого и на «Евровидение» бы отправили?

— Я никогда не видел «Евровидения» и не очень понимаю этот жанр. Но если говорить не о фальшивой одноклеточной попсе, то, конечно, есть у нас музыканты, к которым я отношусь с уважением. Это Дима Ревякин, Саша Васильев, Василий Вакуленко (Баста) и другие достойные ребята. Меня больше в песенном жанре впечатляет даже не музыка, а поэзия и честность, что действительно редкость в нашей жизни.

Новости и материалы
В ЕС предупредили о риске начала мировой войны
В Кремле прокомментировали состоявшиеся в Молдавии выборы
Стало известно о блокировке Telegram в украинских вузах
В Кремле ответили на обвинения России во вмешательстве в выборы в Молдавии
Москвич проиграл суд «Русскому лото» за 566 тысяч рублей
Главные покупатели российского угля стали отказываться от закупок
Шквалистый ветер частично оставил без света около 90 тысяч жителей Дагестана
Эксперт раскрыл, что ждет США после выборов
Анна Калашникова раскрыла имя домогавшегося ее режиссера
Россиянка, заставившая любовника выкопать тело мужа, чтобы его сжечь, отправилась на СВО
Сибирячка пожаловалась на выдуманный терапевтом протокол осмотра
В России на 12% упала заболеваемость гриппом и ОРВИ
Огонь охватил продуктовый магазин в Новосибирске
Бывшего мэра Сургута задержали по подозрению в коррупции
Найден способ выявить опасное заболевание по голосу с точностью до 71%
Мошенники обманули пенсионерку, решившую посмотреть в сети видео для взрослых
Apple хочет договориться с властям Индонезии для возобновления продаж iPhone 16
Прокуратура попросила суд освободить экс-сенатора Шпигеля от отбывания наказания
Все новости