Чикагский священник отец Томас читает проповеди, общается с прихожанами, спорит со старушкой, которая играет на органе, и собирает деньги на ремонт храма. Однажды его размеренная жизнь заканчивается — одна из прихожанок, Анжела (Джина Дэвис), рассказывает ему о том, что ее дочь Кэтрин (Брианна Хоуи) видит демонов и вообще, кажется, одержима. Отец Томас успокаивает ее как может — мол, никаких демонов не существует, их выдумала церковь в незапамятные времена, но убедить собеседницу ему мешает ворон, который разбивает окно и забрызгивает все вокруг своей кровью.
Священник на всякий случай посещает семью Анжелы и убеждается, что с Кэтрин все в относительном порядке. Но глава семейства зачем-то советует ему обратиться за помощью к экзорцисту отцу Маркусу (Бен Дэниелс), у самого отца Томаса начинаются видения, где этот экзорцист лечит одержимого ребенка в трущобах Мехико, и он следует рекомендации. Отец Маркус, впрочем, на помощь не спешит — но знаки, появляющиеся на стенах, решают все за него. А что касается одержимых, то в той семье есть и вторая дочь, а также сын, у которого, кажется, тоже есть проблемы со сверхъестественным.
Канал Fox начал новый сезон с двух неплохих адаптаций полнометражных хитов. Первым был боевик «Смертельное оружие», в котором актеры Дэймон Уэйанс и Клейн Кроуфорд вполне органично смотрелись в ролях, в которых некогда блистали Джэнни Гловер и Мел Гибсон. Следом настала очередь фильма ужасов «Изгоняющий дьявола».
Эта серия началась в 1973 году одноименным фильмом Уильяма Фридкина, поставленным по роману Уильяма Питера Блэтти.
Стоила картина по тем временам довольно много (бюджет $12 млн), но заработала намного больше (свыше $400 млн). У нее было десять номинаций на «Оскар», из которых «Изгоняющий дьявола» получил две (за сценарий и звук) — тогда это еще было возможно. Кроме того, было снято еще четыре продолжения — первый сиквел вышел почти по горячим следам, в 1977-м, триквел — в 1990-м, а два приквела — в середине нулевых. Повторить успех первого фильма они, разумеется, не смогли, хотя, например, «Изгоняющий дьявола: Приквел» в 2005 году собрал в прокате $250 млн.
Телевизионная версия «Изгоняющего дьявола» в современных условиях должна была появиться, и ее вроде бы хотели снимать еще в 2009 году, но анонс и заказ пилота был сделан только в январе 2016-го. Родство с полнометражным фильмом Фридкина особо не скрывается (что понятно хотя бы по сохраненному оригинальному названию), но упор делается на то, что это не ремейк классической картины, а новая экранизация романа Блэтти.
Впрочем, особой разницы зрители не заметят.
Сериал, конечно, не особо похож на фильм, но в телеверсии упорно сохраняется та атмосфера, из-за которой оригинальный хоррор получил звание «самого страшного кино» и оставался таковым долгие годы. Но за прошедшее время в киноиндустрии многое поменялось, натуралистичности стало много больше, чем в начале 70-х, есть, в конце концов, целые серии «Пил», «Астралов» и «Заклятий», так что в случае «Изгоняющего дьявола» может сыграть роль только ностальгия.
Авторы сериала, судя по всему, это понимают, как понимали свои возможности и создатели вышедшего в прошлом сезоне сериала «Эш против Зловещих мертвецов» — Сэм Рейми и Брюс Кэмпбелл сыграли на том, какими были оригинальные фильмы. Так и в «Изгоняющем дьявола» — действие в сериале разворачивается неспешно, герои вводятся по очереди, а их имена старательно проговариваются — чтобы, не дай бог, никто никого не перепутал и с ходу смог разобрать, где добро, а где зло. Возможно, в следующих эпизодах будет все то, что пугало зрителей 43 года назад: и паучья прогулка одержимой девочки, и прочие ставшие классическими сцены.
Но с задачей напугать сериал справляется уже в пилотной серии, хотя, кажется, не совсем в тех моментах, которые подразумевались.
А за погибшего ворона продюсерам, возможно, еще предстоит ответить перед защитниками живой природы — если, разумеется, он не был нарисован на компьютере.