Начало прошлого века, Корея оккупирована японскими войсками. Миловидная Сук Хи входит в дом эксцентричного богача, чтобы стать служанкой его дочери Хидеко. На самом деле Сук Хи — мошенница, которая должна убедить Хидеко выйти замуж за своего хамоватого напарника, а потом разделить с ним наследство сданной в дурдом богачки.
Однако все в этой истории окажутся не совсем теми, кем казались, потому что в дело вмешивается любовь, связавшая Хидеко и Сук Хи.
Пах Чхан-Ук — режиссер с одной из самых выдающихся карьер в Корее. Слава настигла его вместе со слезами Квентина Тарантино, которые он пролил на каннской премьере «Олдбоя» в 2004 году. После триумфа прихотливого триллера про азиатского Монте-Кристо Европа и Америка заболела Паком, пересмотрев все его фильмы без страха перед традиционной корейской жестокостью. Логичным итогом этого этапа карьеры стало приглашение постановщика в Голливуд, и этот шанс он вполне остроумно провалил. Снятые по сценарию Уэнтуорта Миллера «Порочные игры» с Николь Кидман и Мией Васиковской были приняты слегка озадаченными восторгами критики, а для широкого зрителя оказались и вовсе слишком экзотичным блюдом. Есть версия, что картину погубили на монтаже, но в любом случае Пак, от которого ждали блокбастера с резней молотком, несколько обманул чаяния, вынужден был вернуться на родину и там, будто бы шутки ради, снял абсолютно голливудское кино.
Впрочем, на первый взгляд «Служанка» — кино, по-азиатски вычурное и самобытное. Повествование разделено на три части — по числу главных героев, каждому из которых предоставляется слово. Нашлось здесь место и фирменным для автора длинным постельным сценам, и вдумчивому чтению вслух произведений маркиза Де Сада, и, разумеется, членовредительству крупным планом. Есть и полюбившийся фанатам «Олдбоя» осьминог. Однако куда-то, к счастью, подевалось стремление Пака придать любой ерунде эпический масштаб и глубокий смысл.
Дыхание стало легче, камера — будто бы подвижнее, шаг — пружинистее.
В итоге история любви Сук Хи и Хидеко воскрешает в памяти не «Расемона», а «Связь» братьев Вачовски, «Шоугерлз» Пола Верховена, «Тельму и Луизу» и другие фильмы о том, что настоящей женской дружбе лучше не мешать. Кроме того, снято все это абсолютно как экранизация Джейн Остин: аккуратно, красиво, много прогулок по лесу и красноречивых крупных планов молчаливых героев. Тем, кто обычно опасается смотреть азиатское кино из-за трудностей перевода, бояться нечего. Интрига понятна, а запутаться в героях (на что часто жалуются неподготовленные зрители) невозможно, поскольку их всего трое плюс монструозный старик, которого точно ни с кем не спутать.
Ну и, наконец, главное. В каннском конкурсе нынешнего года «Служанка» была автоматически номинирована на приз за освещение ЛГБТ-темы в кино, но проиграла, и это абсолютно понятно.
Как и любая другая достойная картина, в основе которой однополый союз, фильм Пака совершенно не про это.
Все неоднозначные эротические или пыточные эпизоды здесь не более чем остроумный спецэффект, подчеркивающий, что «Служанка» — на самом деле фильм про не то чтобы традиционные, но однозначно вечные ценности. Воровать плохо, быть злым неприятно, быть собой не страшно и даже весело, а любовь не только великая сила, но временами еще и очень веселая.