1930-е годы. Немножко несуразный юноша Бобби (Джесси Айзенберг) из семьи добропорядочных нью-йоркских евреев приезжает в Лос-Анджелес, немного стесняясь своего сильного желания сделать карьеру в кинобизнесе. Кроме того, герою очень хочется любви, но присланной по протекции брата-гангстера неудавшейся актрисой, а ныне проституткой он довольствоваться не готов, даже оставшись в одних трусах. С разрешением внутренних и внешних проблем Бобби должен вроде помочь его дядя Фил (Стив Каррелл) — маститый голливудский деятель. Но первым делом парень, разумеется, влюбляется в его секретаршу (Кристен Стюарт), у которой с давно женатым дядюшкой, само собой, роман.
Возникший треугольник вроде бы должен разрешиться тягучей и плаксивой драмой, но, поскольку это фильм Вуди Аллена, все будет совсем иначе.
Год назад на экраны вышел сорок шестой фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек», который был довольно прохладно встречен прессой и зрителями, но эта небольшая неприятность не ввела в заблуждение тех, кто давно знаком с творческими методами режиссера. Аллен выпускает по фильму строго раз в год, и если один вышел не очень, то следующий наверняка заставит вспомнить, за что мы любим нью-йоркского классика. Так получилось и на этот раз: «Светская жизнь» — один из лучших фильмов режиссера за последние годы, но, как это часто с ним бывает, объяснить его очарование словами куда сложнее, чем ему поддаться.
Впрочем, есть очевидные вещи. Во-первых, это кастинг. Для Джесси Айзенберга «Светская жизнь» — уже третий (после «Бэтмена против Супермена» и второй «Иллюзии обмана») фильм за год, и каждая следующая его работа все более явно утверждает его в статусе одного из лучших актеров поколения. 33-летний Джесси здесь одним неуловимым движением бровей превращается из мальчика в мужа, а на роль нью-йоркского невротика — вечного альтер эго Аллена — он и вовсе подходит лучше всех на свете. Кроме того, здесь он вновь играет в паре с Кристен Стюарт, блистательный дуэт с которой у него сложился еще в недооцененных прошлогодних «Ультраамериканцах». Остальные артисты, с одной стороны, заслуживают всяческих похвал, но с другой — выступают скорее в роли надежного второго плана.
Хотя Блейк Лайвли здесь так запросто перевоплощается в светскую львицу калибра Риты Хейуорт, что припоминать ей сериал «Сплетница» так же нелепо, как попрекать Стюарт «Сумерками».
Принципиально также и то, что Аллен не просто снимает ретро, он рассказывает о временах своего детства. Для создания должной атмосферы был рекрутирован великий оператор Витторио Сторраро, снимавший для Бертолуччи и Копполы. Его легкая и точная камера одинаково непринужденно снимает и непривычные для Аллена (но важные для общей панорамы) сцены с закатыванием людей в цемент, и акварельный рассвет над Нью-Йорком — один из самых кинематографичных, как ни крути, видов на свете.
Последний ингредиент для достижения счастливого послевкусия — самый банальный и самый необъяснимый.
Это уникальная алленовская оптика, сочетание юношеской вертлявости и богатейшего опыта. Абсолютно естественное в пространстве фильма понимание того, что жизнь, какой бы она ни была, вполне заслуживает того, чтобы ее прожить, а любовь не теряет ценности, даже если она почему-то закончилась. «Светская жизнь» показывает среди прочего, что подобные банальности по-прежнему заслуживают проговаривания, а язык кино, которым Аллен, несмотря на возраст, владеет все более виртуозно, подходит для этих целей лучше всего. Ну и в конце концов это кино о том, что пресловутый хеппи-энд — это не цель, а состояние души. В прошлом году Вуди Аллену исполнилось 80, нет ни единого повода ему не верить.
«Светская жизнь» в прокате с 21 июля. Билеты - в Рамблер Кассе