Одним из главных событий «Пикника «Афиши» 30 июля станет выступление рэпера Оксимирона. За прошедший год он упрочил свои позиции на российском музыкальном поле, собирал многотысячные толпы на концертах по всей России и завоевал популярность не только у юных максималистов, но и у российских публичных интеллектуалов вроде экс-главреда GQ Михаила Идова и Веры Полозковой. «Газета.Ru» решила проанализировать список людей, повлиявших на артиста, руководствуясь его собственными свидетельствами.
Диззи Раскал
В начале десятых Оксимирон стал первым российским рэпером, который стал внедрять в отечественный обиход британскую музыку грайм — разновидность рэпа, возникшую на стыке британского электронного гэриджа (очень быстрой танцевальной музыки с джангловым ритмом) и раггамаффина. На мировую авансцену из традиционного для хип-хопа гетто этот жанр вышел в начале нулевых стараниями Уайли (Wiley) и его юного подопечного Диззи Раскала. Последний всего на год младше Мирона, однако свой прорывной дебют «Boy in da Corner» он выпустил еще в 2003 году и даже успел в 2011-м побывать в Москве в рамках резиденции французского фестиваля Transmusicales. Текстуально британский грайм куда ближе к американскому хип-хопу, чем то, что делает Оксимирон. Речь там тоже идет о непростой жизни отчаянных черных парней, однако манера читки и рифмовки, а также общая агрессивная подача и музыкальное сопровождение Мирону по наследству достались именно отсюда.
Михаил Вербицкий
Российский математик, окончивший аспирантуру Гарвардского университета и работавший позднее в Глазго и Токио. В нулевых Вербицкий был преподавателем московской Высшей школы экономики, однако популярность он получил не благодаря исследованию «Когомологии компактных гиперкэлеровых многообразий» (так звучит тема его диссертации), а при помощи активной деятельности в сети. Вербицкий стал одним из первых и самых популярных российских блогеров на заре русского сегмента ЖЖ. Позднее он со скандалом ушел оттуда и создал собственную (ныне заблокированную) версию «Живого журнала» lj.rossia.org, среди блогеров известную как «тифаретник» — по нику Вербицкого tiphareth. Как и многие российские интеллектуалы радикального толка (вроде Александра Дугина), в 1990-х был близок к Национал-большевистской партии (организация запрещена в России) Эдуарда Лимонова (деятельность партии запрещена судом как экстремистская) и публиковался в газетах «Завтра» и «Лимонка». Сегодня Вербицкий максимально далек от всех упомянутых институций и течений, продолжает заниматься наукой и при случае высказывается в том же радикальном ключе, что и раньше. По словам Мирона, Вербицкий — единственный из когорты российских мыслителей 1990-х, выдержавший испытание временем и научивший Федорова непредвзято относиться к любой точке зрения. Во время жизни в Лондоне Мирона и Михаила в сети можно найти видео с их совместного выступления на политических дебатах в Оксфорде. Кроме того, Мирон является активным сторонником антикопирайта — благодаря прочитанной им одноименной книге Вербицкого.
Владимир Маяковский
Любовь российских рэперов к Маяковскому и Бродскому уже давно стала общим местом. Однако именно Мирон предметно проанализировал лирику великого поэта, взяв на вооружение специфический рисунок стиха, двойные рифмы и прочие приемы, долгое время отличавшие Федорова от других российских рэперов. Сегодня двойной рифмовкой овладели многие, а Мирон в своем твиттере время от времени рекомендует коллегам и слушателям не зацикливаться и двигаться дальше. Тем не менее в одном из треков на «Горгороде» артист не удержался от привета Маяковскому в виде вольной цитаты: «Я спускаюсь // Беспрецедентно оправдан // Лицемерно помилованный // Тридцатилетний».
Андрей Машнин
Ветеран «Ленинградского рок-клуба», один из работников легендарной «Камчатки» и лидер одной из самых лютых независимых групп 1990-х «Машнинбэнд». Несмотря на то что музыкально группа ориентировалась на популярный в те годы постхардкор и ню-метал, Машнин вывел тексты песен на совершенно новый уровень, одинаково удаленный и от русского рока «Чайфа» и ДДТ, и от авторской песни. Ближе всего по родовому признаку и настроению песни «Машнинбэнда» были похожи на «Гражданскую оборону» — Егор Летов дружил с лидером группы и на альбоме «Долгая счастливая жизнь» сделал кавер на его хит «Помоги себе сам». При свободном использовании нецензурной лексики песни Машнина, во-первых, изобретательно и умно написаны, а во-вторых, транслируют своеобразный русский дзен, выраженный, например, в такой цитате: «А я спокоен, как мертвое море // В шапке-ушанке с павлиньими перьями // Сижу один на своем заборе // В полном согласии духа с материей». Что же касается Оксимирона, то он неоднократно признавался в любви к музыке Машнина, а не так давно эти симпатии стали взаимны, поскольку старший коллега, возобновивший деятельность группы, очень проникся музыкой Мирона.
Оксимирон выступит 30 июля 2016 года на «Пикнике «Афиши».
Купить билеты на «Пикник» можно здесь.