Ресторан в стиле ранних 1940-х годов. За заставленными едой и напитками столиками сидят и беседуют люди. Хромой, плохо одетый и чумазый Степка (Юрий Борисов, сериалы «Молодая гвардия», «Уходящая натура», «Мотыльки») подходит к статной даме Людмиле Кацер (Виктория Толстоганова) и начинает обвинять ее в нападении на свою сестру. Спутники дамы пытаются вмешаться, но она отсылает их, приглашает Степку присесть и разговаривает с ним предельно вежливо.
Звучит команда «Стоп», и все актеры расходятся на исходные позиции. Переставляют свет, чтобы он лучше падал на Толстоганову, поправляют реквизит, костюмы и грим. Наконец все готово, и сцена повторяется еще раз, потом — еще.
Снова перерыв — на этот раз побольше, чтобы еще и переставить камеру в другое место.
В зале усадьбы Братцево, где и расположился старый ресторан, тесно, и актеры будут мешать съемочной группе, поэтому их отправляют подышать свежим воздухом, тем более что погода стоит солнечная.
В Братцево снимаются некоторые эпизоды исторического сериала «Отчий берег», над которым трудится кинокомпания StarMedia по заказу Первого канала. Режиссер и автор картины — Милена Фадеева.
Кто делает
Фадеева работала на телевидении, снимала документальное кино, рекламу и клипы, в 2009-м сняла семейный фильм «Привет, киндер!», получивший несколько призов на фестивалях, а в 2014-м — сериал «Обнимая небо».
«Отчий берег» — сага о судьбе членов семьи Морозовых с 1920-х до 1950-х годов. В 1923 году Дарья (Светлана Колпакова) рожает сына Степана и берет в роддоме оставшуюся сиротой Варвару (Арина Жаркова). О приемыше не знает ни ее муж Макар (Алексей Кравченко), ни старшие дети Алена (Алина Ланина) и Алеша (Максим Керин).
Фадеева признается, что такое начало выглядит слишком сериально-мыльным, но дальше ее героев ждут и поломанные судьбы, и испытание войной.
Свое обращение к историческому материалу она объяснила интересом к тому времени.
«Меня вдохновляет история, мне интересно писать сценарий эпохи, в которой я не жила и в которую могу погрузиться через документы, материалы, — рассказала Фадеева. — Мне интересен в кадре исторический реквизит и костюм. И люди в то время были другие — они были человечнее, более настоящими. И той фальши, которая присутствует у нас, тогда не было. Более искренние отношения, любовь была более на высоком градусе, чем у современных».
По словам режиссера, снимать исторические костюмные фильмы труднее, чем те, которые основаны на современном материале.
«Тяжело найти историческую натуру в Москве. Мы снимали в Перми, Кунгуре и Горнозаводске — там абсолютно остановилось время, там можно попасть в советскую эпоху», — рассказала режиссер.
«Пока я еще не был в родной деревне своего героя, — поделился Юрий Борисов, исполняющий роль Степки. — Там съемки только будут проходить. Но я был в Перми и на площадке, где мы снимали концлагерь, в городе Кунгуре, — там стоит старая уже давно заброшенная церковь и только два года как перестала существовать тюрьма, зона ГУЛАГ».
Кто герои
Героям сериала действительно предстоит пройти через все испытания 1930-40-х. Будет и допрос в НКВД, пытки в гестапо. Степка отправится на фронт, попадет в плен, затем — в ГУЛАГ, а его брат Алеша на фронте будет хирургом.
«Войну проходят все члены семьи, кроме Аленки, которая хорошо устроилась в театре у Бабахина (Виталий Хаев), — рассказывает Фадеева. — А война в моей истории не кукольный театр».
Юрий Борисов рассказывает, что он захотел сыграть историю душевных болезней.
«В какой-то момент Степка становится сумасшедшим, но выкарабкивается из этого, — говорит он. — То встает на сторону дьявола, то на сторону Бога, то этот ему помогает, то этот… В результате получается вот такая история человека…»
Сцена в усадьбе Братцево — одна из поворотных. Степка пытается попасть на фронт, но ему это не удается, и помощь юноше оказывает героиня Виктории Толстогановой — по словам актрисы, вдова бандита, которая продолжает жить в воровском мире. Сама она считает этого персонажа не резко отрицательным — она влюбилась в молодого парня, но помогла ему исполнить мечту, пожертвовав своей любовью.
«Мне она напоминает героиню Достоевского, особу, выросшую из Настасьи Филипповны, — рассказывает актриса.
— Ей и с собой непросто, и в этом мире непросто. Она понимает, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому нельзя назвать ее плохой».
На войну, по словам Фадеевой, героиня Толстогановой не пошла: не того типа этот персонаж.
«Война у всех разная», — заключила режиссер.