По возвращении из трехлетних странствий по Китаю Алиса Кингсли (Миа Васиковска) выясняет, что жить ей теперь придется по-новому. Любимая мама в попытках свести концы с концами продала акции судоходной компании, а на великосветских приемах над ряженной в шелк блондинкой посмеиваются бывшие ухажеры. Но тут очень кстати появляется синяя бабочка (экс-гусеница) Абсолем (последние несколько слов Алана Рикмана) и увлекает Алису на ту сторону ближайшего зеркала, которое оказывается входом в уже знакомую Страну чудес. Здесь снова случилось несчастье — Шляпник (Джонни Депп) погрузился в тоску и хиреет на глазах. Спасти его можно, только оживив погибших от пламени Бармаглота родителей, но для этого необходимо договориться со Временем (Саша Барон Коэн) о прокате хроносферы, позволяющей путешествовать в прошлое. Из-за скверного характера повелителя часов и минут машину времени приходится украсть, и вскоре Алиса убедится, что с прошлым Страны чудес, совсем как в реальном мире, далеко не все так однозначно.
Известия о запуске в производство «Алисы в Зазеркалье» вызвали по большей части расстройство киноманов и несколько обреченный вздох критиков.
Понятно, что, после того как срежиссированная Тимом Бертоном «Алиса в Стране чудес» собрала в мировом прокате $1 млрд, продолжения было не избежать, тем паче что повод для него дал сам Льюис Кэрролл. Но в художественном, так сказать, смысле эта затея никакого оптимизма не внушала. «Алиса» повторяла традиционную ошибку бертоновских картин: все силы режиссера ушли на детальное придумывание и продумывание новой вселенной, а на ее оживление их уже не хватило. Не справились с этим и актеры — не помогли ни выведение на первый план расписного Джонни Деппа, ни ассистирующие ему Энн Хэтэуэй и Хелена Бонем-Картер. Сборная хороших артистов корчила рожи чуть растерянно:
бертоновская Страна чудес, как выяснилось, больше похожа на сломанный городок в табакерке.
Вторую картину вроде бы поначалу тоже должен был делать Бертон, но в итоге он ограничился ролью продюсера, а снимать «Зазеркалье» доверили человеку с подходящим для такого дела именем Джеймс Бобин — постановщику полнометражных «Маппетов» и соратнику Саши Барона Коэна. Сценарий же поручили все той же Линде Вулвертон, которая азартно не оставила от кэролловского оригинала фактически ничего, вернув действие в Страну чудес, как того требуют законы франшизы. Все эти обстоятельства вроде бы указывают, что результат должен был выйти довольно чудовищным, но на деле все оказалось совсем иначе.
Уже в прологе герои начинают немножко странно таращить глаза и отвечать невпопад, а после прохода сквозь зеркало начинается что-то вроде психоделического «Терминатора», которого напоминает сюжет о путешествии во времени. Каждый из персонажей обрел значительно больше, чем интересный костюм и пара эффектных ракурсов. Они обзавелись биографиями и чем-то вроде характеров, а также разнообразными реакциями, которые проявляются согласно парадоксальной логике Страны чудес. Иными словами, Бобин экранизировал, что называется, не букву, но дух кэрролловских книжек. Помимо прочего, обе сказки были о том, как мир вокруг становится все «страньше и страньше» — в этом смысле лучшей экранизации они, пожалуй, и не знали.
От того, что происходит на экране, неподготовленный зритель может слегка утратить ориентацию в пространстве, потому что по духу первая половина фильма — это расширенное и дополненное Безумное чаепитие.
На каком-нибудь втором или третьем плане обязательно творится какое-то безумие. В какой-то момент по улице местного городка вальяжно прохаживаются рыба и лягушка.
За спиной Красной королевы толпятся стражники, состоящие из моркови, огурцов и других овощей, — как аллегории Джузеппе Арчимбольдо. Отдельно отметим сам факт первой в истории совместной сцены Джонни Деппа и Саши Барона Коэна — непонятно, как эта беспроигрышная идея никому не пришла в голову раньше. И это уже не говоря о том, что у героя Коэна среди прочего из затылка торчат детали часового механизма.
Разумеется, все это можно назвать издевательством над классикой или повторением пройденного. Взрослые скептики, вероятно, вспомнят «Бесконечную историю» или еще какую-нибудь классическую киносказку. Возразить на это особенно нечего, кроме того, что занудой быть все-таки не то чтобы плохо, но очень грустно. Примерно так же, впрочем, грустно, как расставаться со Шляпником и Алисой, несмотря на усилившуюся двусмысленность их отношений. Хотя вот тут сильно переживать не стоит — судя по всему, отсутствие продолжения у Кэрролла для Disney уже не помеха.