«Макбет» (1948)
Реж. Орсон Уэллс
«Макбет» традиционно считается самой загадочной трагедией Шекспира, с которой справились далеко не все режиссеры, бравшиеся за нее. Проблема с «Макбетом» в том, что мистический дух здесь возникает благодаря не только присутствию в судьбе ведьм-пророчиц, но и герметичности самого по себе образа кавдорского тана и его супруги. Великий Орсон Уэллс очень бережно, но выразительно воссоздал кровавую и мрачную драму на экране, а также сделал движущей силой героя (которого сам и сыграл) паранойю — прекрасно понимая, что этот недуг совсем не означает, что за вами никто не следит.
«Король Лир» (1970)
Реж. Григорий Козинцев
«Королю Лиру» в отличие от «Макбета» повезло с экранизациями (хоть их и было меньше). Из более вольных лучшая — «Ран» Акиры Куросавы. А если говорить о самой классической и точной, то здесь первенство однозначно за фильмом Григория Козинцева. Если от его «Гамлета» все-таки веяло интеллигентской версией соцреализма, то «Лир» получился по-настоящему шекспировским. И не будет преувеличением сказать, что колоссальной удачей стало не только некоторое увеличение по сравнению с текстом роли Шута, но и то, что сыграл его гениальный Олег Даль. Финальный кадр фильма с ним навсегда врезается в память зрителю любого пола, возраста и национальности.
«Гамлет» (1990)
Реж. Франко Дзеффирелли
«Гамлет» — мечта любого режиссера и актера, главная с точки зрения массового сознания шекспировская трагедия. Экранизировался множество раз. Кому-то близок фильм Григория Козинцева со Смоктуновским, кому-то — современная версия с Итаном Хоуком и Кайлом Маклахленом, иным — и вовсе недавний индийский «Хедер». Наш выбор — постановка Франко Дзеффирелли с Мелом Гибсоном и Гленн Клоуз. Шекспировские фильмы Дзеффирелли характерны тем, что итальянский постановщик старался максимально внимательно следовать духу текста. Именно этим продиктовано то, что на главную роль он пригласил восходящую австралийскую звезду Гибсона, которому удалось лучше прочих исполнителей роли датского принца передать сочетание тонкости и брутальности, крайне важное для шекспировского героя.
«Венецианский купец» (2004)
Реж. Майкл Редфорд
На первый взгляд место в нашем топе этой картине обеспечивает то, что зловредного купца Шейлока сыграл голливудский титан Аль Пачино. Однако на самом деле у фильма есть и еще целый ряд достоинств. «Венецианский купец» — одна из самых необычных и мрачных шекспировских комедий, и режиссер Майкл Редфорд, внимательно прочитав текст, несколько сместил акценты, превратив свой фильм в гипнотическую драму, а Шейлока — в поистине трагического персонажа.
«Кориолан» (2011)
Реж. Рэйф Файнс
Вечные сюжеты на то и вечные, что работают в любую эпоху — этим правилом руководствовались многие режиссеры, рисковавшие перенести действие шекспировских драм в современный антураж. Самой известной считается китчевая и эмоциональная экранизация «Ромео и Джульетты», выполненная Базом Лурманом. Однако нам хотелось бы обратить внимание на «Кориолана», который стал режиссерским дебютом Рэйфа Файнса. Актер чуть ли не с детства болел этой исторической трагедией о неистовом римском полководце Гае Марцие Кориолане. Чтобы сделать картину более актуальной, Файнс перенес ее действие на Балканы — фильм снимался в Сербии и Черногории. Легко преодолев нестыковки шекспировского стиля с современными реалиями, Файнс создал одну из самых страстных шекспировских экранизаций, фильм о том, как человек превращается в дракона, которому «ползать больше незачем».