Премьер-министр Великобритании скончался при загадочных обстоятельствах. На его похороны съезжаются крупнейшие мировые лидеры — за исключением российского главы, который от визита дальновидно отказался. Ключевым, естественно, становится приезд американского президента Бенджамина Ашера (Аарон Экхарт), ответственность за безопасность которого несет его друг и телохранитель Майк Беннинг (Джерард Батлер). Пока итальянский глава прогуливается по крыше Вестминстерского аббатства с юной пассией, Беннинг мнет подбородок, предчувствуя недоброе — и не зря. В нужный момент полиция и военные выхватывают оружие и начинают палить в немецкую канцлершу, мосты через Темзу рушатся, а Вестминстерское аббатство и вовсе взрывается ко всем чертям. Ответственность берет на себя арабский террорист, выживший два года назад после точечной американской бомбежки.
Его цель — убить президента, а задача Ашера и Беннинга — выжить на лондонских улицах и покарать негодяев.
«Падение Лондона» — вторая часть боевика «Падение Олимпа», в котором герои противостояли северокорейским головорезам, захватившим Белый дом. Первый фильм поставил мастеровитый Антуан Фукуа («Тренировочный день», «Левша»), но сиквелу режиссер предпочел ремейк «Великолепной семерки», и продолжение доверили тегеранцу Бабаку Наджафи.
Роль постановщика в данном случае, впрочем, сугубо функциональная. Главное, прежними остались сценаристы — семейная чета Кэтрин Бенедикт и Крейтон Ротенбергер. Пользуясь клише, позаимствованными из «Крепкого орешка», «Смертельного оружия» и прочих классических боевиков, они продолжают рисовать фантазийную картину идеальной в их представлении Америки. В ней по-прежнему белый президент (и черный вице-президент Морган Фримен, всегда готовый подставить плечо), причем к мнению Белого дома (в котором помимо Фримена сидит, скажем, Джеки Эрл Хейли — Роршах из «Хранителей») беспрекословно прислушиваются и британская разведка, и шеф Скотленд-Ярда, поскольку спасти их от распоясавшихся арабов больше некому. Естественно, искать в этой истории высказывание на тему актуальной повестки дня не стоит: арабская угроза для американского кино — это уже практически вечная тема, еще со времен войны в Персидском заливе.
С другой стороны, избегая прямой конъюнктурности, «Падение Лондона» смогло стать самым что ни на есть патриотическим блокбастером.
Наивысшего эмоционального накала действие достигает не во время драк и перестрелок, а когда герой Джерарда Батлера на крупном плане произносит короткую, но яростную тираду о национальном единстве американцев и их готовности «стоять здесь еще тысячу лет». Сыгран этот эпизод отлично, и у некоторых особо впечатлительных зрителей может возникнуть желание встать с кресла и спеть американский гимн, прижав руку к сердцу. Если, конечно, их не смутит тот факт, что произносит все это Батлер, стоя на земле, принадлежащей Великобритании. Впрочем, куда больше фантомных имперских амбиций (кого сегодня ими удивишь?) поражает наглость, с которой все это воплощено на экране.
«Падение Лондона» — нескладное, глупое и довольно топорно снятое кино, в котором оператор забывает, что помимо героических челюстей у артистов Экхарта и Батлера есть еще какие-то свойства.
Но при этом, несмотря на все огрехи, фильм, подобно своим героям, несется на всех парах, не обращая внимания на препятствия и прочие острые углы. Если говорить о какой-то художественной ценности, то боевик про президента с пистолетом, пожалуй, уникальный американский жанр — ни в одной другой стране (кроме, возможно, Северной Кореи) ничего подобного ни снять, ни выпустить в мировой прокат ни у кого просто не хватило бы духу.