Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Будьте осторожны с термином «пустота»

Классик соц-арта открыл в Москве две выставки

Виталий Комар, один из родоначальников соц-арта, открыл в Москве сразу две выставки — в Мультимедиа Арт Музее и Art4. В интервью «Газете.Ru» он рассказал об очищающей силе самоиронии соц-арта, советском мифе и степени раздражительности государства.

— Вы однажды назвали соц-арт «рекламой идеологии», ее «перепроизводством» в ироническом ключе — по аналогии с поп-артом. Применим ли соц-арт к сегодняшней России? Каким он мог бы быть?

— Соц-арт продолжит быть не только историей, но и «руководством к действию» до тех пор, пока в центре Москвы сияют красные звезды, пока в ступенчатой пирамиде на Красной площади лежит мумия вождя и пока в библиотеках хранятся подшивки журнала «Огонек».

— Сегодня в очередной раз предпринимаются попытки реабилитировать соцреализм, взглянуть на него отвлеченным взглядом — как на искусство, а не на идейный продукт (взять хотя бы нашумевшую выставку «Романтический соцреализм» в «Манеже»). Откуда, по вашему мнению, пришла мода на перекодирование истории?

— Я не считаю это модой на перекодирование. Это проявление загнанных в подсознание претензий арт-критиков и историков стать художниками. Проявление, часто не осознанное самими авторами. Ложь иллюзорно-литературная приравнивается к картинным иллюзиям оптическим. Это корыстная мистификация со спрятанными кавычками.

— У вас была пересмешническая серия «Ностальгический соцреализм». Из чего вы конструировали советский миф тогда? Изменилось ли ваше восприятие сейчас?

— Наш с Аликом Меламидом «ностальгический социализм» не был конструированием мифа. Он был продиктован личными воспоминаниями детства. Когда умер Сталин, мне было десять лет. Мифы и идолы «советского атеистического фундаментализма» были уже имплантированы в мой мозг на уровень архетипов сознания. Самоирония соц-арта была для меня и самоочищением, выдавливанием по капле из себя раба.
Соц-арт работал с семантическим уровнем советского агитационного искусства — обессмысливал лозунги, присваивал их, вскрывал внутреннюю пустоту.

— Пустота сегодняшней агитации в России (будь то пропаганда, льющаяся из телевизора, или, например, крымские пейзажи на фасадах домов в Москве), пожалуй, очевидна всем и так. Выходит, языковая игра стала невозможна?

— Будьте осторожны с термином «пустота». Для некоторых теологов, физиков и философов пустота имеет отнюдь не банально-бытовое, а магическое значение. Значение фундаментального свойства Вселенной и ее законов. В языковой, то есть семантической игре нет выигрыша. Для всех игроков конец Вселенной означает, что если в начале было первое слово, то в конце будет слово последнее.

— Во время знаменитой «бульдозерной выставки» пострадал ваш автопортрет с Меламидом в виде Ленина и Сталина. Тогда, в 1974-м, картины давили бульдозерами, сегодня произведения искусства безнаказанно уничтожают так называемые православные активисты (случай на выставке Вадима Сидура, например). Это явления одного порядка? Где источник этой агрессии по отношению к современному искусству?

— Источник многих типов идоло-клазма — это стремление к сотворчеству с Художником в широком смысле. Стремление к соавторству с неумолимым, все разрушающим временем. Это своего рода скороварка истории, мгновенное создание «древних» руин.

— Вы активно работали и работаете с символами, в том числе религиозными (сожжение чемодана на горе Сион и т.д.). Но сегодня нельзя задействовать в работе какую-то символику, чтобы не оскорбить чьи-то чувства. Это новая диктатура толерантности?

— Разные ощущения разной степени оскорбленности зависят от степени легкости, с которой тот или иной человек способен раздражаться и приводить в действие кулаки или иные механизмы репрессий. То же самое — и в случае с государствами. Все правительства отличаются друг от друга степенью раздражительности.

— Смеховая культура не может быть толерантна по определению, а возможен ли соц-арт без иронии?

— Для меня соц-арт был не иронией, а самоиронией.

— Как проходила институциализация соц-арта в 1970-е — кому надо было показать работы, чтобы их признали, оценили, осмыслили в более глобальном контексте?

— В начале 1970-х мы с Аликом Меламидом показывали свои работы на квартирных выставках у математика Андрея Пашенкова. Туда приходили такие диссиденты, как Андрей Дмитриевич Сахаров, историки искусства, поэты и художники: Дмитрий Александрович Пригов, Владимир Паперный, Олег Васильев, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Михаил Одноралов, Оскар Рабин. Потом стали появляться тогда совсем молодые Виктор Скерсис, Юра Альберт, Миша Федоров-Рошаль, Гена Донской и многие другие.

Большую роль сыграл приход выдающегося американского художника и арт-критика Дагласа Девиса. Он приехал в Москву, чтобы писать о «бульдозерной выставке». В начале 1976 года Даглас рекомендовал к показу наши работы нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана. Кроме Дэвиса, Рональд выставлял Йозефа Бойса, Энди Уорхола и других звезд концептуального попа. Наша с Аликом выставка имела большой резонанс. О ней даже писали такие авторы, как Умберто Эко. Наши работы стали приобретать музеи Модерн Арт, Метрополитен, Музей Гуггенхайма и т.д.

— Границы «официального» и «неофициального» искусства сейчас активно пересматриваются. Вы начали работать с перемешиванием стилистик гораздо раньше. Расскажите, как это было?

— То, что вы называете перемешиванием, было смешением альбома по истории искусства (репродукций и биографий художников) с моим семейным альбомом фотографий.
Вместе с их смешением пришло понимание того, что, работая в любом коллективном историческом стиле, мы и сходны, и отличны друг от друга как братья. Как, например, сходны и отличаются друг от друга кубизм Брака и кубизм Пикассо.

— Продолжаете ли вы делать соц-арт сегодня?

— Да, я считаю себя концептуальным эклектиком и продолжаю работать во всех стилях, включая соц-арт.

Новости и материалы
В МИД оценили возможность назначения посла России до инаугурации Трампа
Volkswagen сократит 35 тысяч рабочих мест к 2030 году
Путин поговорил с главой Татарстана после атаки на Казань
На Украине обучают ИИ для управления дронами
Один из лидеров «Динамо» может покинуть клуб
Умерла актриса Ирена Баженова
Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войск
В МИД РФ прокомментировали заявления Румынии про вмешательство России в выборы президента
Захарова назвала блюдо, которое приготовит на Новый год
Ученые объяснили парадоксальную природу отрицательного времени в квантовом мире
Зеленский назначит скандального посла Мельника постпредом Украины при ООН
Маск рассказал, кто «крайне подвел» немцев
Шольца освистали в Магдебурге после теракта
Байден подписал закон о временном бюджете США
В Москве задержали бывшего замминистра просвещения
Гол Кокорина пяткой помог «Арису» разгромить соперника в матче чемпионата Кипра
Стали известны подробности взрыва в банке в Петербурге
В Краснодарском крае очистили от мазута более 34 км берега
Все новости