«Мы живем ради книг. Сладчайший из уделов в нашем беспорядочном, выродившемся мире». Эту фразу итальянский писатель и ученый Умберто Эко поручил сказать одному из персонажей своего самого известного романа «Имя розы», но вполне мог произнести и сам.
В его литературном наследии всего семь художественных произведений, причем первое он издал в том возрасте, когда другие уже почивают на лаврах, — в 48 лет. Умберто Эко родился в 1932-м, учился в Туринском университете (вопреки желанию отца он стал философом, а не юристом), писал работы по философии и семиотике — науке о значении знаков и символов, читал лекции в своей альма-матер и сотрудничал с итальянской телерадиокомпанией RAI. Именно на RAI он нашел единомышленников — артистов, художников, музыкантов и писателей, объединившихся в Gruppo 63, и под их влиянием начал литературную деятельность.
В шестидесятые – семидесятые годы Умберто Эко опубликовал ряд трудов по теории знака, истории литературы, философии искусства.
Он стал одним из самых ярких гуманитариев своего времени. Тогда же началось его сотрудничество с русскими учеными. В основном он интересовался Тартуской школой Юрия Лотмана и близким к нему кругом ученых. Позднее Эко написал яркие воспоминания о том, к каким хитростям ему приходилось прибегать, чтобы выпросить у советской власти разрешение для своих коллег посетить буржуазную Италию.
Умберто Эко всегда было тесно в академических и университетских рамках.
Он постоянно сотрудничал с газетами, журналами, радиостанциями. Его высказывания о политике, образовании, даже об устройстве быта и гастрономии пользовались неизменной популярностью. К 80-м годам Эко стал, наверное, самым влиятельным интеллектуалом Европы.
Но всемирная слава пришла к Умберто Эко после выхода в 1980-м романа «Имя розы». Захватывающий детектив, написанный на средневековом материале, покорил весь мир. В течение нескольких лет книга была переведена едва ли не на все языки мира, включая китайский. В русском переводе роман появился в самом конце 80-х, на заре новых времен. Тогда же из послесловия Вяч. Вс. Иванова русский читатель впервые узнал о многообразной деятельности Умберто Эко. С тех пор все романы и эссе Эко неизменно выходили на русском и пользовались большой популярностью.
В 2013-м Эко был одним из первых зрителей фильма Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом» и опубликовал эссе, в котором высказал восхищение этой картиной и приемами, которые режиссер применил в работе над ней.
Последний роман писателя — «Нулевой номер» — вышел в январе 2015 года.
Уроки блестящей судьбы Умберто Эко наверняка долгие годы будут предметом осмысления потомков. Сейчас мы можем с благодарностью вспомнить один из них: он продемонстрировал, что настоящий интеллектуал может быть артистичен, легок и может говорить с людьми на любые темы, оставаясь понятным, доступным и не изменяя своим принципам.