В российском прокате с 11 февраля режиссерский дебют Артема Михалкова — авантюрная комедия «Ставка на любовь». Герой фильма, официант в японском ресторане, в результате цепи комических и опасных событий вынужден отправиться на покерный турник в Лас-Вегас. По случаю выхода картины Михалков пообщался с корреспондентом «Газеты.Ru».
— «Ставка на любовь» позиционируется как ваш режиссерский дебют. Почему вы вообще решили стать режиссером?
— Ну, вообще, я снимал до этого документальные фильмы и рекламу, но всегда мечтал снять полнометражный фильм, но не складывалось. Одного желания тут недостаточно, нужно, чтобы сошлось множество обстоятельств: команда, сценарий, организация съемочного процесса... Был момент, когда у меня был сценарий, который мне не удалось запустить в производство: продюсерам он был неинтересен. Со «Ставкой на любовь» все обстоятельства сложились крайне благоприятно. Резо Гигинеишвили принес мне сценарий, я его почитал, и мне понравилось, насколько он легкий и светлый, решили попробовать. Поработали со сценарием и сделали этот фильм — с приключениями, конечно.
— Какие были приключения?
— Да каждый день что-то происходило. Досталось, скажем, актеру Ованнесу Озаяну: сначала в одной из сцен ему по ноге проехала машина — к счастью, обошлось без травм, а потом для другого эпизода ему пришлось 13 часов ходить мокрым осенью в неотапливаемом павильоне. Но, прежде всего, сложности были связаны со съемками в Лас-Вегасе. Например, нам отказало одно казино, предложили другое, оно не подходило, а пока мы ездили, в Лас-Вегасе еще и пошел дождь — первый лет за пятьдесят! Потом мы снимали ночную сцену с массовкой, смена заканчивалась, и мы стали уговаривать актеров еще чуть-чуть поработать, обещали оплатить переработку, но кончилось все звонком в полицию. Один из актеров пытался объяснить полицейским, что сумасшедшие русские заставляют его много работать. Но, к счастью, мы смогли его успокоить. Хотя с полицией мы несколько раз встречались, но как-то справлялись. Наверное, магия кино спасла нас от катастрофы.
— Были какие-то ориентиры во время работы над проектом?
— Ну, разумеется, они всегда и у всех есть. За редким исключением режиссеров, которые умеют перекраивать традиционную драматургию — как, скажем, Алехандро Иньярриту. Когда мы снимали американские эпизоды, то вспоминали «Одиннадцать друзей Оушена», а по картинке конкретного референса не было, но на площадке мы часто вспоминали «Отель «Гранд Будапешт».
— Съемки в Америке были изначально запланированы? Это все-таки не самое простое предприятие...
— У нас по сценарию герой должен был попасть в совершенно другой мир. Снимать Вегас в павильонах с нашей массовкой показалось неправильным: там ведь важны и лица окружающих, и воздух над покерным столом. У нас ничего подобного, конечно, нет — у нас и казино уже нет. Хорошо, что мы успели снять до того, как доллар стал стоить 60 руб., сейчас ничего не получилось бы, конечно. А тогда, два года назад, нам очень повезло с продюсером с американской стороны. Удалось найти все нужные объекты онлайн, а не ездить туда много раз и выбирать.
— А почему вы решили сделать именно комедию? Все-таки не самый простой жанр, а в России в последнее время и вовсе приличных образцов было немного.
— Комедия — это вообще самый сложный жанр. Самый. Этим он и интересен. У нас все-таки получилась, скорее, комедийная мелодрама. Мне страшно нравится то, что делает Жора Крыжовников. У него совершенно уникальное видение на всех уровнях, настоящий самородок.
— Как вам кажется, в чем принципиальное отличие российской комедии от американской?
— По-моему, в том, что американцы работают в чистом жанре. Я тут недавно смотрел «Дедушку легкого поведения» с Де Ниро и просто обалдел! Он там шутит дико пошлые шутки, снимается в таких сценах, но все это в рамках четко очерченного жанра, фильм рассчитан на конкретную аудиторию. Немаловажно еще и то, что в США такой уважаемый артист, как Роберт Де Ниро, может позволить себе сняться в таком фильме и никто не будет тыкать в него пальцем.
— Вы будете продолжать снимать кино? Уже есть что-то в планах?
— Ну да, конечно, очень хотелось бы продолжить. Мы сейчас пишем сценарий, хочу попробовать поискать себя в другом жанре, это будет история, ближе к драме. Не буду пока говорить, о чем сценарий, но хочется рассказать про нынешнее время, какие-то актуальные профессии.
— Не могу в заключение не спросить, видел ли картину Никита Сергеевич?
— Нет, пока еще не видел.