Следователь Клим Рощин (Константин Лавроненко) во время преследования серийного убийцы Манского (Владимир Чернышов) не оказывает ему помощь, тот падает с большой высоты и впадает в кому. Вина Рощина не доказана, и начальство позволяет ему вернуться к работе, но с одним условием: если Манский придет в себя и даст показания против следователя. Под удар попадает не только он, но его начальник Крылова (Татьяна Колганова).
Следующим делом для Клима становится убийство семейной пары.
Он подозревает, что преступление совершила дочь убитых Алиса (Дарья Мингазетдинова), но против нее нет ни одной улики: во время убийства она отсутствовала, орудие преступления не найдено. Расследование осложняется личными обстоятельствами Рощина: его жена Зоя (Анна Вартанян) ушла к другому, толком не объяснив почему.
На Первом канале в воскресенье, 31 января, стартует детективный сериал «Клим». Снял его Карен Оганесян («О чем молчат девушки», «Подарок с характером») на базе кинокомпании «Среда», у которой уже был опыт сотрудничества с британскими телевизионщиками. Так, именно «Среда» делала российскую адаптацию «Жизни на Марсе», в результате чего получился лучший отечественный сериал 2012 года — «Обратная сторона Луны». Но в данном случае был выбран другой метод.
«Клим» — это почти покадровый ремейк британского «Лютера».
Конечно, в главной роли не чернокожий Идрис Эльба («Золотой глобус» за детектива Лютера), а вполне наш Лавроненко (приз лучшему актеру на Каннском кинофестивале за «Изгнание»). Но если не обращать внимания на эту малость (что сложно в свете продолжающегося скандала вокруг «Оскара»), то эти два героя похожи до степени смешения — оба выдающиеся следователи, которые раскусывают преступников с первого взгляда. И у обоих самая проблемная часть расследования — это поиск доказательств своей правоты.
Фильмы, впрочем, тоже похожи — вплоть до одинаковых декораций в отдельных сценах.
Проблемы адаптации западных форматов к родным березкам известны давно, и их даже научились обходить. Но простое копирование проходит редко и только с универсальными сюжетами, а что-то более сложное требует и совершенно другого подхода. Авторам «Обратной стороны Луны» пришлось перевернуть конфликт «Жизни на Марсе», чтобы он хоть как-то соотнесся с нашей историей, а вот прошлогодняя «Родина» Павла Лунгина, которую от американской «Homeland» отличала только кириллица в названиях, оставила ощущение плохой инсценировки — несмотря на неплохой актерский состав.
«Клим» пошел по пути «Родины» и оставил «Лютера» в неприкосновенности. С одной стороны, это хорошо — те, кто не видел британский сериал, смогут без потери смысла ознакомиться с его содержанием, не отвлекаясь на реалии британской столицы. Тем же, кто знаком с оригиналом, смотреть «Клима» противопоказано — мало того что содержание всех будущих серий уже известно, так еще и английские актеры смотрятся в этом сюжете просто-напросто органичнее.
Наши актеры в «Климе» тоже стараются, но то, что у их коллег из Британии получается изобразить естественно, им приходится играть. Иногда даже переигрывать, что вполне в духе российского кино.
Если бы их персонажей оставили в Лондоне, получилось бы лучше.
Нельзя сказать, что обошлось совсем без попыток переезда в заявленный в сценарии Петербург, но выглядят они настолько неуклюже, что могут сойти за шутки. Например, Алиса в «Климе» разрабатывает для Минобороны 3D-принтеры и, кажется, уже разобралась с созданием точной копии человека; говорит она о своей работе с таким увлечением, что, видимо, человечество в самом ближайшем будущем ждут клонические войны, на которых продукция Алисы честно исполнит роль пушечного мяса. Астрофизик Элис из «Лютера» ставит перед собой менее амбициозные задачи.
«Клим» занял в сетке Первого канала то место, которое последние два месяца прошлого года было отведено под «Метод». Такой вертикальный показ сериала про маньяков и серийных убийц с Хабенским в главной роли был оправдан — снявший его Юрий Быков совершенно не стеснялся показывать кровь-кишки, убийства и другие сопровождающие выбранную тему обстоятельства. «Клим» на фоне «Метода» выглядит более травоядно, и его воскресный релиз представляется попыткой все-таки закрепить слот за теми сериалами, которые оказались слишком жесткими для привычного прайм-тайма по будням.