Жак Риветт родился во французском городе Руане в 1928 году. Прочитав книгу Жана Кокто о съемках фильма «Красавица и чудовище», он решил посвятить жизнь кино и в 20-летнем возрасте снял свой первый короткий метр «Со всех сторон». А на следующий год отправился в Париж — по его мнению, «это был единственный возможный путь, если вы хотели снимать кино».
Риветт стал посещать лекции в Сорбонне, однако вскоре куда более облюбленным местом для него становится синематека, где вместе с Жан-Люком Годаром, Франсуа Трюффо и Клодом Шабролем он стал участвовать в дискуссиях о будущем кинематографа.
Попробовав себя в кинокритике, которую Риветт считал хорошим упражнением для начинающего режиссера, он снимает свою вторую короткометражку «Кадриль».
В качестве продюсера и исполнителя главной роли выступает Жан-Люк Годар, который позже будет рассказывать, что ему пришлось продать дедушкину коллекцию первых изданий Поля Валери, чтобы фильм состоялся. По словам самого Риветта, «в фильме абсолютно ничего не происходит – четыре человека сидят за столом и смотрят друг на друга». К концу премьерного показа в зале остались два человека – сам Годар и неизвестная девушка.
Риветт, Годар и Трюффо зарабатывают себе репутацию нарушителей спокойствия, а лидером их группы становится Жан Кокто. Трюффо считал, что Риветт мог быть первым из них, кто снял свой полный метр, и, если бы не путь длиной в три года, его фильм «Париж принадлежит нам» был бы первым фильмом всей французской «новой волны».
Впрочем, он и так добился внимания.
Критики стали сравнивать «Париж...» с «Алисой в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, а улыбку Риветта – с улыбкой Чеширского кота. Свободную технику съемки Риветт сравнивал с методом импрессионистов, взявших кисти и мольберты с собой на улицу и принесших улицу в высокое искусство.
Его следующий фильм — «Монахиня» по роману Дидро с Анной Кариной в главной роли — вызвал жесткие нарекания со стороны католической церкви еще до своего выхода. Героиня «Монахини» вынуждена уйти в монастырь, подвергается там унижениям, в другом она становится объектом домогательств со стороны настоятельницы. Картину дважды одобрили цензоры, но она все-таки оказалась в черном списке — и только после кампании в ее поддержку министр культуры Франции одобрил показ фильма на Каннском фестивале 1966 года, а Шарль де Голль приказал снять запрет, назвав всю истерию вокруг фильма «глупой».
В начале 1968 года Риветт вместе с соратниками по «новой волне» занимает здание синематеки, добиваясь возвращения на должность ее директора Анри Ланглуа, а через несколько месяцев недовольные режиссеры вместе с соратниками вливаются в массовые протесты мая 1968 года.
В том же году Риветт берется за съемки фильма «Безумная любовь», в котором старается максимально отойти от устоявшихся правил того, «как надо» снимать кино, — он работает с разными группами актеров, много импровизирует на площадке и полностью переосмысляет роль сценария в постановке фильма, многое заимствуя из авангардного театра тех лет. Опыт, приобретенный на съемках «Безумной любви», дал Риветту понимание того, куда двигаться дальше.
«Автор — аналитик, человек, который должен слушать то, что говорят другие, — каждое слово важно. Нужно слушать всех и отказаться от преждевременных выводов», — размышлял он.
Его следующей работой становится монструозный бессюжетный 13-часовой «Out 1» — «священный грааль» авторского кино.
Показ «Out 1» собирает 300 зрителей, которые съезжаются со всей Франции. Изначально фильм планировалось запустить в качестве сериала по телевидению, однако планы меняются, и Риветту приходится сократить фильм до 4 часов. В несокращенном виде «Out 1» добирается до телеэкранов только в девяностые годы.
Всего в его фильмографии меньше тридцати работ, снятых за полвека. Среди них — наиболее знаковый фильм Риветта «Селин и Жюли совсем заврались», который критики опять сравнили с «Алисой в Стране чудес», «Любовь на траве» с Джейн Биркин и Джеральдиной Чаплин, экранизация «Грозового перевала» Эмили Бронте.
Снятый по «Неведомому шедевру» Бальзака фильм «Очаровательная проказница» получил Гран-при Каннского фестиваля в 1991 году.
В девяностые Риветт снимает дорогостоящий фильм о Жанне д'Арк, потом делает камерную «Верх, низ, хрупко», которую показывает на Московском кинофестивале 1995 года.
В 2009 году 81-летний режиссер снимает «36 видов с пика Сен-Лу» с Джейн Биркин и решает уйти из кинематографа. Наследие Риветта монструозно и тяжеловесно. Он научил своих соратников по синематеке не бояться «требовать невозможного» и ставить перед собой невыполнимые задачи. Сломав представление о длительности фильма и роли сценария, выведя актера и зрителя в ряды сотворцов, Риветт, в поисках формулы авторского кино, отменил границы допустимого в кинематографе и вывел его из гетто индустрии в поле чистого искусства.