Молодой поляк Ян Козелевский учится в университете и мечтает о карьере дипломата. В начале 1939 года он поступает на работу в Министерство иностранных дел — а уже через девять месяцев служит в уланском полку, который пытается остановить немецкую танковую дивизию. Полк разбит, Ян оказывается в плену в СССР, добивается того, чтобы его передали на оккупированную немцами часть Польши, бежит и оказывается в составе Армии Крайовой. Там он берет себе псевдоним и становится Яном Карским, работает связным с польским правительством в изгнании, а в 1942 году получает задание — передать западным лидерам доклад об уничтожении нацистами евреев.
Документальный фильм «Ян Карский. Праведник мира» делали кинематографисты трех стран: США, Польши и России.
«Ян Карский в России малоизвестен, но он заслуживает, чтобы о его жизни, о его миссии и о том, что он сделал, знали все», — уверен российский продюсер картины Евгений Гиндилис.
Миссия, порученная Карскому, выглядела простой. Представители партии «Бунд» передали ему текст доклада, а также сумели провести его в еврейское гетто в Варшаве и показать, что там все направлено на уничтожение евреев. Карский едет в Лондон, встречается с членами правительства Великобритании, в США общается с видными политиками и попадает на прием к Рузвельту. Но все безрезультатно — докладу и ему лично почти никто не поверил. Или не захотел поверить.
Больше года Карский обивал пороги больших кабинетов. Он остался в США, написал книгу «Курьер из Польши: История тайного государства» и до конца жизни (он умер в 2000 году) работал в Джорджтаунском университете.
О Карском и его миссии стало известно только в конце 70-х, когда Клод Ланцман снял фильм «Шоа», частью которого был рассказ бывшего польского курьера. Позже Ланцман снял фильм только о Карском, который в 1982 году получил от израильского института Яд ва-Шем звание Праведник мира.
Режиссером фильма «Ян Карский. Праведник мира» стал живущий в США Славомир Грюнберг. А над озвучиванием российской версии работали актер Сергей Юрский и телеведущий Владимир Познер.
Познер, который озвучил одного из исследователей биографии Карского Э. Томаса Вуда, признался, что не знал о герое фильма до начала работы над ним.
«Но я не один такой. Даже сейчас далеко не все его знают, уверяю вас. Пройдите по Италии, Франции, Англии, Скандинавии и спросите — кто это? И если из тысячи трое ответят, я буду поражен. Поэтому вопрос не в том, почему мы в России не знаем о Карском. никто не знает», — сказал Познер.
«Фильм в значительной степени опирается на ту работу, которая была проделана Клодом Ланцманом, — признал Гиндилис. Но, добавил он, в этой картине собраны все интервью Карского, которые только существуют. — В фильме пять разных Карских, разного возраста — они сведены вместе и наложены на очень компактный сюжет».
Сергей Юрский озвучил главного героя картины.
«Когда я первый раз читал сценарий — это были просто слова, которых я много прочитал в своей жизни, но они меня задели и обязали ко многому, — вспомнил он. — А потом была работа, я увидел лицо Яна Карского, его мимику, его существование, где очень скупыми средствами показана богатейшая, не умершая внутренняя жизнь. А ведь он говорил о событиях, после которых прошло три с половиной десятка лет. И это лицо вошло в меня навсегда».
Что дубляж Карского должен быть особенным, Юрский, по его признанию, понял сразу, как только увидел его на экране.
«Дубляж, которым я вообще умею заниматься, здесь оказался невозможен, — рассказал актер. — Зрители обязаны услышать голос Карского и его интонацию. И вместе с тем нельзя просто разъяснить текст. Интонация героя должна перейти в русскую интонацию. Это очень сложное и интересное сочетание».
Фильм Грюнберга — это фактически всего один, пусть и самый важный эпизод из жизни Карского. Более подробно его биография изложена в недавно выпущенной издательством Corpus книге «Ян Карский. Я свидетельствую перед миром. История подпольного государства». По словам Юрского, книга произвела на него сильное впечатление.
«Я прочитал книгу после того, как закончил эту работу. Автор не претендует на писательство, книга не носит следов художественности. Он так же спокоен, как спокоен на экране. Это просто честный рассказ офицера сопротивления — было так и так. Но сквозь это прорываются такие эмоции, которые охватывают всего тебя», — говорит Юрский.
По его мнению, фильм не просто излагает исторические факты, но формулирует разные мировоззренческие проблемы.
«Например, проблемы коллективной ответственности за злодеяния стран. Это очень страшные проблемы, но нам их придется решать обязательно», — заключил он.
Познер признался, что пытался понять, почему он согласился участвовать в этом фильме, хотя у него совсем нет времени.
«Наверное, это чувство долга, — размышляет он. — Перед кем? Перед Карским, которого должны знать.
Ведь знают мать Терезу. Знают Ганди. Валленберга. Память об этих людях должна быть живой, надо напоминать каждому, какими мы, люди, можем быть».
От фильма остается ощущение, что миссия Карского закончилась провалом — ему никто не поверил, а все свидетельства остались без немедленной реакции властей США и Англии. Разделяет это мнение и продюсер картины Евгений Гиндилис.
«Да, Карскому казалось, что у него ничего не получилось, он не смог добиться той цели, которая у него была, — сказал он. — Но мы, глядя на эту историю из сегодняшнего дня, понимаем тот пример, который он нам показал: один человек может очень многое, если он совершает правильные поступки. И поэтому надо эту историю рассказывать максимально широко. Для нас это очень жизнеутверждающая история».
Фильм уже вышел в прокат в США и Польше. В России его показывали в декабре на фестивале «Артдокфест», а в кинотеатрах он появится с 4 февраля этого года. 27 января, в Международный день памяти жертв холокоста, фильм «Ян Карский. Праведник мира» покажут в рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра». Представлять картину будет ее режиссер Славомир Грюнберг.