Джей (Коди Смит-Макфи), юный отпрыск шотландских дворян, плетется по равнинам Колорадо конца XIX века, периодически предаваясь мечтам о возлюбленной — простолюдинке Роуз. Сейчас за ее и ее отца головы назначена награда, а в родной Шотландии Джей и Роуз гонялись друг за другом по лугам и пляжам, обещали любить друг друга и считали звезды. Потом Роуз и ее отцу пришлось в результате слегка кровавой случайности бежать в Новый Свет. Каждый день перед сном Джей смотрит в небо и вслух называет созвездия, пока из мира грез его не вырывает вопрос «Так ты ее еще не завалил?».
Грубияна зовут Сайлас, он охотник за головами и добровольный провожатый Джея, преследующий, разумеется, собственные цели.
Кроме колеблющегося Сайласа (Майкл Фассбендер) за Роуз гоняются еще несколько вольных стрелков во главе с импозантным мужчиной в бизоньей шубе (Бен Мендельсон), и очевидно, что рано или поздно вместо героев заговорят их револьверы.
За последний месяц в российский прокат успешно вышли «Костяной томагавк», «Омерзительная восьмерка» и «Выживший», а в марте мы увидим еще один вестерн — «Джейн берет ружье» с Натали Портман. Жанр очевидно переживает некоторый ренессанс, располагающий к разговорам о том, как Америка проводит ревизию своей истории, переживая каскад кризисов. Но, во-первых, от этих разговоров уже несколько сводит скулы, а во-вторых — «Строго на Запад», ставший хитом прошлогоднего фестиваля «Сандэнс», к подобным беседам, в общем, не располагает. Фильм стал дебютом для шотландского музыканта, клипмейкера и художника Джона Маклина, а в главных ролях тут австралиец Смит-Макфи и полуирландец-полунемец Фассбендер.
Снимался «Строго на Запад» и вовсе в Новой Зеландии, что видно по сказочной красоте нетронутых пейзажей.
Вполне возможно, что именно сторонний взгляд на жанр дарит свежесть, которой пропитана картина. Когда-то нечто подобное проделал в своих спагетти-вестернах Серджио Леоне, и Майкл Фассбендер неожиданно органично щурится здесь едва ли не новым Клинтом Иствудом. «Строго на Запад» — это не столько даже вестерн, сколько фантазия на тему, что-то среднее между сном и мифом — сказка, которая парадоксальным образом оказалась убедительней суровых образцов типа того же «Костяного томагавка».
В принципе, Маклин использует стандартные приемы. Структура роуд-муви диктует линию повествования, на которую нанизаны случайные встречи и просто сценки:
найденный под поваленным деревом скелет, например, становится поводом для досужего разговора о дарвинизме.
Периодически режиссер позволяет себе почти перегнуть с остроумием (этнограф Вернер явно отсылает к баварскому режиссеру Вернеру Херцогу), но шутит Маклин не по-тарантиновски нарочито, а будто походя, так что острота не разрывает сновидческую ткань фильма.
Впрочем, помимо всех живописных достоинств это еще и просто очень занятное, что называется, кино. «Строго на Запад» обладает таким достоинством, как щадящий полуторачасовой хронометраж, и при этом умудряется не казаться ни коротким, ни длинным — ровно в самый раз. Для погружения в этот мир, как и на настоящем Диком Западе, не требуется какая-то специальная подготовка — за исключением, конечно, авантюрного склада характера. И положа руку на сердце, если бы в январе можно было посмотреть только один из трех вышедших вестернов, то выбор был бы однозначно в пользу «Строго на Запад».