В Калифорнии на торжественной церемонии объявлены результаты кинопремии «Выбор критиков» (Critics' Choice Awards) — самой авторитетной награды от тех, кто в течение года смотрит и обсуждает фильмы, выходящие в прокат США. Этот приз считается одним из главных индикаторов «Оскара» — даже более точным, чем «Золотой глобус», разделивший своих претендентов на комедии и драмы, или награды от профессиональных гильдий.
Лучшим фильмом 2015 года критики выбрали драму Тома Маккарти «В центре внимания».
Эта картина, рассказывающая о педофильском скандале в церкви Бостона, основана на реальных событиях и на расследовании, которое в 2002 году вели журналисты газеты The Boston Globe и которое принесло изданию Пулитцеровскую премию за служение обществу. В фильме сыграли Марк Руффало, Майкл Китон и Рейчел Макадамс — все вместе они получили приз за лучший актерский ансамбль. Третью награду «В центре внимания» принес оригинальный сценарий.
Премия «Выбор критиков», конечно, никакого «Оскара» не предсказывает — этим, собственно, не занимается ни одна награда. Но из всех «критических» премий, вручаемых в США, «Выбор критиков» наиболее представительный и, пожалуй, наиболее точный. Случаются и промахи. Например, в 2010-м критики отдали свои голоса «Социальной сети» и ее режиссеру Дэвиду Финчеру, хотя «Оскар» ушел фильму «Король говорит» и его постановщику Тому Хуперу, в 2012-м отдали приз за режиссуру Бену Аффлеку за «Операцию «Арго», а этот приз получил Энг Ли за «Жизнь Пи» (но с самим фильмом критики угадали). А в прошлом году «Выбор критиков» также промахнулся — лауреатами стали многолетний проект Ричарда Линклейтера «Отрочество» и сам режиссер, а вот «Оскар» выбрал «Бёрдмена» и Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Но с тем, что «Выбор критиков» лучше всех артикулирует ожидания, связанные с наградой Американской киноакадемии, никто не спорит.
Так, «В центре внимания» еще с осени 2015 года ходит в оскаровских фаворитах и не собирается уступать это место кому-либо еще, несмотря на то что не получила «Золотой глобус». Напомним, что эта премия в категории драмы досталась «Выжившему», который «Выбор критиков», можно сказать, проигнорировал — из девяти номинаций вестерн Иньярриту выиграл всего две.
Правда, один из призов, полученных «Выжившим», — «Лучший актер». Им стал Леонардо ДиКаприо.
ДиКаприо известен как многолетний неудачник «Оскара» — он четырежды выдвигался на этот приз в качестве актера и один раз как продюсер, но так ни разу не получил статуэтку, хотя постоянно был фаворитом награды. С другой стороны, «Выбор» критиков» выдал ему приз лишь однажды — как комедийному актеру в «Волке с Уолл-стрит», а это все же второстепенная номинация. Так что в этом году ДиКаприо близок к «Оскару» как никогда — он уже взял «Золотой глобус» в драме, а теперь получил и благословение от критиков.
Но если судить по количеству выигранных категорий, то безусловным победителем «Выбора критиков» стал постапокалиптический боевик «Безумный Макс: Дорога ярости».
У этого фильма, четвертого в серии приключений полицейского из будущего Макса Рокатански, девять призов из возможных двенадцати.
Главной, впрочем, среди этих наград стала режиссерская премия Джорджу Миллеру, который сумел вдохнуть вторую жизнь во франшизу после 30-летнего перерыва. «Дорога ярости», конечно, не стала кассовым хитом (и потому съемки двух задуманных продолжений пока под вопросом), но то, что это один из лучших фильмов прошедшего года, — безусловно. Правда, и в таком количестве наград, полученных «Безумным Максом», есть тонкость. «Выбор критиков» объявлял своих номинантов 14 декабря, накануне официальной премьеры седьмого эпизода «Звездных войн», до этого «Пробуждение Силы» почти никто не видел, и фильм, разумеется, не был представлен ни в одной из многочисленных категорий. Задним числом критики добавили его в номинацию «Лучший фильм», которую он проиграл, и все. Так что «Дорога ярости» фактически осталась без главного соперника и развернулась: лучшие визуальные эффекты, лучший грим, лучший монтаж, лучший боевик и два лучших актера боевика Том Харди и Шарлиз Терон.
На «Оскаре «Безумному Максу» придется хуже — там во всех этих категориях «Звездные войны» уже присутствуют. А вот приз режиссеру «Дорога ярости» все же сможет получить — как награду Миллеру за многолетний и тяжелый труд.
В остальных центральных (и пересекающихся с «Оскаром») категориях «Выбор критиков» не был оригинальным. Лучшей актрисой стала Бри Ларсон за «Комнату», лучшим полнометражным анимационным фильмом — пиксаровская «Головоломка», а лучшей картиной на иностранном языке — венгерская драма о Второй мировой войне «Сын Саула».
И конечно, лучшим актером второго плана стал Сильвестр Сталлоне — за роль Рокки Бальбоа в седьмом фильме о знаменитом боксере «Крид: Наследие Рокки».
В этой спортивной драме герой Сталлоне сам уже не выходит на ринг, а учит правильно держать удар сына своего погибшего друга. И скорее всего, именно эта роль принесет актеру «Оскар», на который он был номинирован еще в 1977 году за самого первого «Рокки», а сейчас, возможно, даже и не рассчитывал.
Напомним, что номинанты на «Оскар» были объявлены на прошлой неделе, а вручение призов Американской киноакадемии состоится 28 февраля, и тогда можно будет проверить, насколько точны были в своих предсказаниях главной награды в киноиндустрии критики из США.