Московский юрист Вячеслав Золотов (Сергей Безруков) гоняет на кабриолете, живет с моделью и берет взятки на государственной службе. Калининградский следователь Антон Плетнев (Дмитрий Дюжев) живет с вечно недовольной женой, а на работе в основном ругает за недостоверность сериалы о буднях уголовного розыска. Тем временем в провинциальный городок Великозельск, где правит наглухо коррумпированный мэр с подельниками, нагрянул ревизор (Андрей Кивинов), и для урегулирования ситуации туда через Москву направляют Плетнева. Однако вместо него с документами на имя Антона вглубь России в силу обстоятельств отправляется Золотов, которого прижала к стенке свита очень серьезного клиента.
Сюжетно новый сериал Первого канала «Временно недоступен» напоминает недавнего «Курьера из «Рая» — там тоже речь шла о коррупции и всеобщей путанице. Сходство это неслучайно: обе картины поставил режиссер Михаил Хлебородов, который таким образом, кажется, полностью оправдался за чудовищный дебют «Параграфа 78». Сценарии обоих фильмов написал Андрей Кивинов — подполковник милиции в отставке, ответственный за первые (и лучшие) серии «Улиц разбитых фонарей» и всю «Убойную силу».
Кивинов традиционно черпает сюжеты и вдохновение из реальных криминальных историй и там, где несколько недотягивает писательски, берет обаянием достоверности.
«Временно недоступен» в этом смысле помимо основного сюжета примечателен деталями. Вот в кабинетах силовиков улыбаются друг другу портреты Дзержинского и Путина. Вот один из бритых братков осаживает коллегу словами «cейчас не 90-е», хотя по всему выходит, что именно они. В какой-то момент из леса выходит усатый Константин Мурзенко — «фашист» из балабановского «Брата-2» и автор сценария кинохита 90-х «Мама, не горюй». Кроме того, абсолютно все вопросы, включая защиту соседки по купе, герой Безрукова прозорливо решает с помощью удостоверения СК, в которое до поры вклеена фотография Дюжева.
Собственно, из этих деталей, коротких эпизодов, отдельных реплик и складывается обаяние сериала. Сюжет — предсказуемый, хотя и занимательный микс «Ревизора» с «Принцем и нищим» — имеет второстепенное значение на фоне того факта, что Центральное телевидение показывает в прайм-тайме сериал, в котором большая часть героев ворует и берет взятки. Разумеется, это не сериал «Срок», но все же впечатляет. В противовес сопливым хроникам сильных и независимых женщин или ретродетективам.
Первый предлагает пусть смягченную, но все же абсолютно актуальную историю без единого абсолютно положительного героя.
Разумеется, некоторые актеры второго плана могли бы играть и получше, а качество съемки, к сожалению, напоминает скорее об «Убойной силе», а не о сериалах HBO. Однако даже на таком уровне этот прецедент выглядит вполне занимательным. Ну и в конце концов есть и еще одно обстоятельство — исполнитель главной роли.
«Временно недоступен» стал для Безрукова первым заметным телевизионным проектом за последние четыре года, если не считать телеверсии «Высоцкого».
Уже многие годы Сергей Витальевич на экране выступал в двух ипостасях: в образе какого-нибудь великого поэта или в роли человека, который так любит Россию, что при всяком удобном случае норовит расцеловать каждую встречную березу. Очередная роль, вероятно, не станет новой вехой в его карьере, однако она заставляет вспомнить, что Безруков — это не только лирический герой группы «Любэ», но и «Бригада», «Куклы» и, вообще говоря, один из лучших актеров своего поколения.
Юрист Золотов ближе к финалу обязательно переживет нравственное перерождение, но в первых сериях актер выдает такой уровень отрицательного обаяния, какого не достигал, пожалуй, со времен перевоплощения в Сашу Белого. И смотреть на то, как запросто Безруков шутит про выбивание из Минкульта грантов «на патриотизм», как минимум любопытно.