Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Не надо бояться, что тебя назовут «сталинистом»

Эдуард Бояков о своем новом проекте

Эдуард Бояков рассказал «Газете.Ru» о том, как будет функционировать обновленный павильон «Культура» на ВДНХ, об амбиции сделать уникальную междисциплинарную площадку и о том, почему он не боится, что его сочтут сталинистом.

На ВДНХ состоялась презентация концепции обновленного павильона «Культура», который теперь будет именоваться «Культпросвет». Непосредственный перезапуск этого пространства состоится лишь весной, а пока руководитель проекта Эдуард Бояков представил команду из 12 кураторов, под руководством которых переданный Минкульту павильон должен зажить новой жизнью. «Газета.Ru» побеседовала с Бояковым, чтобы выяснить его дальнейшие планы.

— Скажите, как вообще возникла идея перезапуска павильона «Культура» и как вы оказались в этом проекте?

— Все началось месяца четыре назад с неожиданного предложения Мединского заняться павильоном «Культура».

— Он обратился к вам лично?

— Да. Причем не было никаких установок или специальных акцентов. Я пытался сперва понять, есть ли «специфика» заказа. Но министр сказал, что должно быть живое место, привлекательное для людей. И добавил словосочетание, которое мне понравилось, — «смысловая витрина». Никакого намека на цензуру не было ни от него, ни от директора Росизо Сергея Перова. Я понимаю, что в чьих-то глазах подставляюсь, когда об этом говорю, но не упомянуть это считаю неправильным. В моей жизни чиновники один раз пытались мне что-то заказать. Это было девятнадцать лет назад, сразу после первого фестиваля «Золотая маска», который хорошо прошел, и Швыдкой, бывший тогда замминистра, принял решение помогать фестивалю. Так вот, тогдашний руководитель минкультовского отдела театров приглашает меня, говорит: «Раз мы поддерживаем фестиваль, вот театр из республики, который очень интересен, он украсит афишу». И протягивает кассету с записью. Я отвечаю: «Присылайте кассету в экспертный совет». Судя по его реакции, он такое слышал впервые. После этого я не сталкивался ни с заказом, ни с цензурой. Хотя мы в «Практике», например, много чего себе позволяли. Уж точно были наглее тех, кто сейчас себя на баррикадах ощущает.

— Давайте теперь вернемся к тому, что происходит на ВДНХ.

— Сейчас на ВДНХ новая команда. Многообещающая. Началось какое-то движение, и Минкульт, разумеется, решил не быть в стороне. Но когда павильон отдали министерству, похоже, возник естественный вопрос: что с этим пространством делать? Оно слишком сильное, слишком специальное. С театром, собором, с музеем-квартирой даже понятно, что делать, а здесь — не очень. Ни одна из привычных схем — типа «реставрация-реконструкция-приспособление» — тут не работает. С другой стороны, здесь и хипстерскими ужимками типа «вай-фай, кофейня, среда, семинары» не обойтись. Потому что ВДНХ — это вертикаль. Это образ рая на земле. Она так придумана. Она завязана на ампире… И на национальных мотивах. Первая идея в Минкульте, до разговора со мной, была выставить здесь картины соцреализма. Но это полная лажа, конечно, этого нельзя делать. В павильоне с узбекскими суфийскими орнаментами — ну какой соцреализм?! С этим пространством надо работать иначе и глубже.

Собственно, я и сказал, мол, Владимир Ростиславович, давайте я не буду бросаться на амбразуру, а подумаю над концепцией. Позову лучших специалистов, дайте два месяца. По ходу дела нашелся небольшой бюджет — действительно небольшой, лично я за концепцию не получу ни копейки. Но захватила нас всех эта тема очень быстро.

У нас сложился диалог с ВДНХ, они помогли с архивами, параллельно наша команда провела много ночей за обсуждением того, какая здесь может быть творческая и продюсерская модели, какой исторический контекст обязательно нужно учесть. Пытались обратиться к мировому опыту подобных междисциплинарных площадок…

— Я как раз хотел спросить, на что вы ориентировались?

— Знаете, это страшно интересно. Оказалось, что в мире нет ни одного аналога, который можно было бы взять как реальный референс. Разумеется, самый близкий пример — это Центр Помпиду. Но мы как-то говорили на этот счет с Ильей Ценципером и пришли к тому, что с Помпиду ведь задуманное не получилось. Илья вообще писал там диссертацию и изнутри понял, насколько это пространство атомизировано, что идею взаимопроникновения культурных дисциплин на практике реализовать не удалось. Там же все перекрыто. Это абсолютный совок получился, я только сейчас осознал. Я в это здание с разных входов заходил и забыл, что оно как одно пространство планировалось. Нет цельности, нет единства. И ведь это лучший пример. Остальные еще менее удачные — даже в Амстердаме, где есть три-четыре отличных кластера. Ну, это кластеры. Там надо вдохнуть творческую жизнь.

А здесь надо разбираться с тем, что придумано, что есть. Если говорить о «Культпросвете», бывшем павильоне «Культура», а до этого «Узбекистан», то само пространство настолько гениально сочинено, что в нем моментально чувствуешь себя варваром. Здесь нужен Боэций. Изучая историю павильона, мы смотрели фотографии с выставок, которые здесь проходили двадцать, десять, пять лет назад, и поражались: люди закрывают все пространство, делают выгородку, превращают все это в какую-то коробку. Это, разумеется, идет от постмодернизма, от либеральной идеи борьбы со всякой вертикалью. В том же Амстердаме сейчас очень небольших денег стоит купить помещение какого-нибудь собора и сделать там что угодно. Но сохранить это пространство трудно, встает масса вопросов — вплоть до отопления. Они и у нас возникают в случае с павильоном «Культпроствет». Но, на мой взгляд, надо просто изучать это пространство, относиться к нему с уважением и любовью. С этого начинать. И не бояться, что тебя назовут «сталинистом». Я же недавно уже получил эти обвинения в свой адрес в связи с выставкой «Романтический реализм», которую мы делали в Манеже. Читать некоторую критику было очень смешно, такие глупости там были написаны (хохочет). Но при этом это был мой самый успешный проект, я столько теплых слов от посетителей, зрителей никогда не слышал, не получал.

Мы исследовали миф. Мы показывали, как он работает, что политтехнологии не меняются. И что искусство может быть выше политтехнологий. Человек, по Бродскому, существо эстетическое прежде, чем этическое. И «Культпросвет» оказывается следующим шагом в этом смысле, это возможность, о которой я не мог и мечтать. Ведь это не театр, не музей. Мне очень нравится множество коннотаций, связанных со словом «павильон»: производственный павильон, выставочный, в павильонах собирают ракеты, какие-то сложные машины… Реальная семантика этого слова очень правильная, она сама по себе предполагает эту самую междисциплинарность, какую-то совершенно новую форму культурного события. Собственно, когда мы с кураторами стали придумывать, что здесь может происходить, то как раз слово «событие» стало идеально точным. Может быть, мы наберемся наглости и в итоге заявим это как жанр: мы междисциплинарная площадка и концерты нам делать неинтересно — мы делаем события. Вообще, и в этом нет никакого хвастовства, я понимаю, что если все получится, то это будет уникальная, не имеющая аналогов в мире площадка. А если не получится, то не получится совсем. Варианта «на троечку» здесь быть не может.

— Расскажите, что вы уже успели сделать?

— Пока сделаны расчеты, пристрелка, что называется. Нам нужно создать невероятно мобильную, технологичную площадку, пригодную для множества целей. Хочется, чтобы это была и элитарная институция, и местная — которая работает на Северо-Восточный округ — здесь же больше миллиона человек живет. То есть чтобы здесь проходило по 15–20 событий в неделю — не считая тренингов, лекций и танцевальных классов. Но теперь мою пассионарность должна сменить компетенция кураторов. Дело в том — и это важно, — что я здесь работаю как модератор. В этом нет никакого кокетства. Просто я не хочу здесь реализовывать свои творческие амбиции. Для этого есть, например, театр «Практика». И много других площадок, слава богу, предложений о работе намного больше, чем могу принять. Моя задача — организовать работу кураторов. Обслужить их. К этому я буду стремиться.

В частности, я сразу заявил о максимальной прозрачности бюджета. «Культпросвет» не может быть площадкой, где есть человек, распределяющий деньги. Программы могут стоить по-разному, но все деньги должны идти в общий котел. Разумеется, если куратор привел спонсора, то эти специальные бюджеты полностью «в общак» не пойдут. Я повторяю и еще много раз, видимо, это скажу — в этом проекте я буду работать на кураторов. Создавать для них среду для общения, сотворчества. Это же абсолютная дрим-тим, это действительно крупнейшие эксперты. При этом — с продюсерскими амбициями. И, конечно, самостоятельные, таких не «построишь». Взгляните на список — Барабанов, Гучмазова, Ибрагимова, Киселев, Лобанова, Морозов, Огер, Полозкова, Пустовая, Черемных. Чего желать-то еще…

— Пока финансирование полностью будет осуществляться государством?

— Да, конечно. Но в концепции у нас жестко прописано изменение этой пропорции — я надеюсь, что к третьему году проекта мы выйдем на 50% государственных денег. Возможно, быстрее, это задача-минимум.

— Давайте вернемся к разговору о самом павильоне. Есть шанс вернуть ему первоначальный вид — открыть прозрачный купол, например?

— В апреле, когда мы планируем полноценное открытие, этого, конечно, не случится. Пока мы занимаемся только оборудованием существующего пространства. Как я сказал, мы будем делать это с любовью, но менять внешний вид памятника архитектуры мы не имеем никакого права. Но одна из целей нашей творческой лаборатории — понять, что можно сделать с памятниками, как улучшить их состояние. В частности, это касается сталинской архитектуры — многие, скажем, ДК не маркированы как памятники, хотя по факту, несомненно, ими являются. Люди, как мы уже говорили, ненавидят сталинизм, но хочется объяснить, что архитектура, политика и люди — это не одно и то же. Поверьте мне на слово, я не сталинист (смеется). Наш павильон — ярчайшее подтверждение того, насколько шире ордерного «сталинского ампира» была тогдашняя архитектура. Это ведь можно назвать и фантастическим ар-нуво, и восточным ампиром.

Хочется всерьез обсудить опыт консервации памятников, который существует, например, в Италии, где их не достраивают, как у нас, а стараются сохранить то, что есть. Это среди прочего дает каждому из нас возможность додумать, подключить историю и фантазию. Это намного лучше, чем наше желание превратить все в одно сплошное Царицыно. Лужковский принцип реставрации вообще уже пора забыть. Пора менять отношение к памятникам. И главное здесь — наполнение памятника живой энергией. Поэтому мы и начинаем с творчества. А реставрация — придет позже, после изучения истории, после исследований и человеческого опыта.

Новости и материалы
Учены развеяли миф об интеллекте блондинок
В деле о поставках «Калашникову» бракованных деталей появился первый фигурант
В Тбилиси у здания парламента готовят площадку для митинга оппозиции
Украина получила от Литвы электрогенераторы и запчасти к бронетранспортерам
В Чернигове произошли взрывы
Сахарный диабет связали с уменьшением объема мозга
Итальянский журналист объяснил причину снижения уровня жизни в стране
Фигурист Дикиджи выиграл этап Гран-при России
На Украине сообщили о взрывах в Харькове
Депутат Лантратова рассказала, как отмечают День матери в ее семье
В Кемерово трамвай слетел с рельсов и перегородил проспект
Посол рассказал, как Турция помогла Украине
Звезда группы «Иванушки International» станет дедушкой во второй раз
Названы самые эффективные для снижения давления овощи
Ученые раскрыли секрет здоровья мозга для людей старше 70 лет
На Украине усомнились, что США предоставят противоракетную систему THAAD
В Совфеде обвинили главу МИД Франции в отсутствии ума из-за его слов об Украине
Водитель расстрелянной в Марксе «Оки» ехал с букетом поздравить мать с Днем матери
Все новости