1962 год, 15 лет после победы стран Оси во Второй мировой войне. Соединенные Штаты Америки поделены на три части: восток оккупирован Германией, запад — Японией, а между ними находится Нейтральная зона. В эту зону ведет грузовик с кофеварками Джо Блейк (Люк Клеинтенк), который только чудом избежал нацистcкой облавы. Туда же едет Джулиана Крэйн (Алекса Давалос, Андромеда из «Битвы титанов»), мастер айкидо, случайно перешедшая дорогу японской службе безопасности. А ее бывшего жениха Фрэнка Фринка (Руперт Эванс), который скрывает свое еврейское происхождение, спецслужбы Японии собираются выдать Германии на верную смерть. И все они смотрели странный фильм: в документальной хронике показано, что Вторую мировую Германия проиграла, а Гитлер покончил жизнь самоубийством в бункере, к которому уже подбирались советские войска.
Интернет-сервис Amazon опубликовал все десять серий «Человека в высоком замке» — экранизации одноименного романа американского фантаста Филипа К. Дика.
Amazon уже несколько лет создает собственный контент, проводя первоначальный отбор проектов с помощью конкурса пилотных эпизодов. Например, драмедия «Очевидное» (Transparent) о главе еврейской семьи, который стал трансгендерной женщиной, участвовала во втором сезоне этого конкурса. Пилот «Человека в высоком замке» вышел в январе 2015-го (четвертый сезон) и стал безусловным лидером по количеству просмотров оригинальных программ сервиса. Разумеется, проект получил зеленый свет от руководства Amazon.
Успех первой серии легко объясним: произведения американского фантаста Филипа Дика кинематографисты используют весьма охотно. Иногда у них даже получаются шедевры: Ридли Скотт снял «Бегущего человека» (по роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»), Пол Верховен — «Вспомнить все» (рассказ «В глубине памяти») с Арнольдом Шварценеггером, Стивен Спилберг — «Особое мнение» с Томом Крузом.
Во всех удачных экранизациях книги Филипа Дика переносились на экран далеко не дословно.
Попытки снять фильм по Дику «в лоб» приводили к выходу иногда достойных, но не слишком выдающихся картин. Или даже к провалам — как с ремейком «Вспомнить все» в 2012-м.
Эту нехитрую истину — не пытаться следовать первоисточнику буквально — создатель «Человека в высоком замке» Фрэнк Спотниц (сценарист и режиссер сериалов «Секретные файлы» и «Тысячелетие»), кажется, усвоил, но до конца не осознал. Он сохранил и даже творчески расширил то, что придумал Дик. Разделенный между победителями мир, в котором мира хватило лишь на полтора десятилетия, интриги в руководстве нацисткой партии и борьба за власть между наследниками Гитлера, смирение большей части населения Америки со сложившимся порядком вещей и беззубое Сопротивление, которое фактически не может бороться с оккупантами.
Даже плохо нарисованный на компьютере Берлин, каким он мог бы стать после воплощения в жизнь архитектурных фантазий Шпеера, вроде бы оказался на своем месте.
Правда, Дик писал, скорее, роман-предупреждение: как и большинство фантастов его поколения, он тонко чувствовал проблемы общества и реагировал на них, выбирая темы для книг. Даже победа стран Оси в войне, весьма популярная в западной литературе тема, в «Человеке в высоком замке» была не главной. Китайская «Книга перемен» и характерная для творчества Дика мысль об иллюзорности реальности превратили роман в некую философскую конструкцию, занимательный рассказ о том, что могло бы случиться.
В сериале всего этого нет.
Более того, отброшены за ненадобностью и все философствования Дика. Получился набор картинок, который не стал ни качественным фантастическим боевиком вроде «Вспомнить все», ни притчей в духе «Бегущего по лезвию». И пусть в самом конце сериал выходит из положения (не очень оригинальным способом), объясняя одновременно свое название, в самостоятельное произведение экранизированный «Человек в высоком замке» так и не превратился. Смотреть его без знакомства с первоисточником, конечно, можно, но получить удовольствие от просмотра — трудно.