Национальный совет кинокритиков США (National Board of Review, NBR) объявил лауреатов своей премии за 2015 год. Выбор профессиональных зрителей оказался удивительным.
Лучшим фильмом года критики назвали фантастический боевик «Безумный Макс: Дорога ярости».
Четвертая часть постапокалиптической франшизы австралийского режиссера Джорджа Миллера — это фактический перезапуск серии фильмов о приключениях полицейского Макса Рокатански (в исполнении Тома Харди) в мире будущего. Присуждение ему премии NBR, в принципе, закономерно: майский блокбастер был более чем благосклонно принят критиками и получил на Rotten Tomatoes рейтинг 97%. Есть и еще одна причина. Кроме собственно погонь за странного вида багги и красивых взрывов «Дорога ярости» может похвастаться и духом феминизма: военачальница Фуриоза (Шарлиз Терон) стала едва ли не главной героиней фильма, затмив персонажа Харди. А такие отсылки близки и суровым академикам, раздающим «Оскара».
Впрочем, на «Оскара» новому «Безумному Максу» замахиваться, наверное, не стоит — хотя он включился в оскаровскую гонку и вошел в число фильмов, которые теоретически могут претендовать на эту награду.
Более предпочтительными выглядят шансы на премию Американской киноакадемии еще одного кассового фильма 2015 года — «Марсианина» Ридли Скотта, который получил от критиков призы за режиссуру и лучшему актеру (Мэтт Деймон).
Безоглядно доверять мнению американских критиков, которые вручают свои награды более сотни лет, конечно, не стоит: угадывают лауреата «Оскара» они не слишком часто.
За 2010-е годы, например, ни один из обладателей их награды в категории «Лучший фильм» так и не получил «Оскара». И если «Социальная сеть», «Хранители времени», «Цель номер один» и «Она» еще попадали в шорт-лист (и даже рассматривались как фавориты), то прошлогоднему лауреату NBR, криминальной драме «Самый жестокий год», не удалось и этого.
Более любопытно выглядит лучшая, по мнению критиков, десятка фильмов прошедшего года.
В него вошел пиксаровский мультфильм «Головоломка», который, скорее всего, получил в этом году «Оскара» в анимационной категории. Критики отметили байопик знаменитой рэп-группы N.W.A. «Голос улиц», новый фильм о боксере Рокки Бальбоа «Крид: Наследие Рокки» (Сильвестр Сталлоне получил приз NBR как лучший актер второго плана) и драму времен «холодной войны» «Шпионский мост» Стивена Спилберга.
Часть картин из топ-10 уже называли возможными претендентами на «Оскар». Большие шансы на попадание как минимум в шорт-лист имеют основанная на реальных событиях драма о педофильском скандале в церкви Бостона «В центре внимания», история о двух похищенных детях «Комната» или «Убийца», рассказывающий о событиях на американо-мексиканской границе, с Эмили Блант в главной роли.
Два приза от критиков получил и вестерн Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка» — за лучший оригинальный сценарий и лучшей актрисе второго плана (Дженнифер Джейсон Ли).
Причем «Восьмерка» в прокат еще не выходила, но NBR уже включил этот фильм в число лучших по итогам 2015 года. Прокат картины начнется 25 декабря (в России — 14 января). А вот на новую работу Леонардо Ди Каприо критики внимания не обратили, и, кажется, совершенно демонстративно.
Ди Каприо уже стал притчей во языцех: шутки на тему получения актером «Оскара», на который он претендовал пять раз за свою двадцатилетнюю карьеру, уже порядком приелись. Тем не менее роль траппера Хью Гласса в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» наверняка попадет в короткие списки всех возможных премий (и даже, скорее всего, получит часть из них). Очевидно, что не станет исключением и Американская киноакадемия.
В прокат «Выживший» еще не выходил — в американских кинотеатрах он появится, как и «Восьмерка», на Рождество (в России — в начале января).
Фильм Иньярриту — это история кровавого мщения, снятая по одноименному роману Майкла Панке, сюжет которого разворачивается в первой половине XIX века на Среднем Западе. Спутники бросили тяжело раненного в схватке с медведем Гласса и убили его сына, но траппер выжил и отправился по следам своих врагов.
Схватка с медведем в начале фильма послужила причиной для невероятного слуха — будто бы в фильме показано, как животное дважды изнасиловало героя Ди Каприо. Его источником стал кто-то из критиков, посмотревших картину на предварительных показах, а поскольку рецензии на «Выжившего» еще не выходили, опровергать пришлось кинокомпании Fox. Представитель студии постарался быть убедительным: по его словам, которые приводит Daily Mail, на героя нападает медведица, защищающая своих детенышей.
«Очевидно, что никакого насилия быть не может», — заключили в Fox.
Впрочем, эта история наверняка привлечет к «Выжившему» внимание зрителей, которые захотят лично убедиться, что именно случилось в сцене, которую Ди Каприо в недавнем интервью порталу Yahoo Movies назвал самой трудной в своей кинокарьере.