Люблю буги-вуги
Джерри Ли Льюис, 1957 год
APМузыка для выходца из бедной семьи в Луизиане Джерри Ли Льюиса начиналась с кантри и буги-вуги. Первую он просто слушал — например, в исполнении Джимми Роджера и Хэнка Уильямса. А вторую пытался играть — правда, за исполнение в этом стиле церковного гимна «My God Is Real» его исключили из Юго-восточного библейского института, частного учебного заведения, куда его пристроила мать. Много позже Льюис сказал: «Странно, что та музыка, за которую меня выкинули из школы, теперь исполняется в церкви. И вся разница в том, что я играл для дьявола, а они нет».
После отчисления он вернулся в родной штат, играл в клубах, потом поехал в Нэшвилл, столицу кантри, но особого восторга там не вызвал. После нескольких выступлений он попытался попасть на популярную программу о музыке «Grand Ole Opry», но получил отказ и отправился в Мемфис, где Элвис Пресли под мудрым руководством продюсера и владельца Sun Records Сэма Филлипса уверенно становился музыкантом номер один.
Great Balls of Fire
Льюис приехал в Мемфис в ноябре 1956-го. Сам Филлипс тогда был в отъезде, но его помощник принял молодого музыканта на работу в качестве сессионного пианиста и позволил записывать собственные песни. Через месяц Льюис стал участником знаменитого «Квартета на миллион долларов» — записи, в которой кроме него участвовали Элвис, Карл Перкинс и Джонни Кэш.
Конечно, в тот момент Льюис на миллион долларов не тянул и был фактически аккомпаниатором. Но следующий год изменил ситуацию. Музыкант записал несколько хитов, среди которых был и «Whole Lotta Shakin' Goin' On» — эта композиция в 2005-м была отобрана Библиотекой Конгресса на постоянное хранение.
Главной же песней Льюиса стала «Great Balls of Fire» — провокационная для того времени песня, в названии которой христиане обнаружили богохульство, а остальных оскорбили намеки на секс. Впрочем, скандал, как обычно в медиабизнесе, пошел на пользу: за первые десять дней было продано около 5 млн синглов — и песня о больших огненных шарах стала одной из самых продаваемых во всем мире.
Неудачная женитьба
Джерри Ли Льюис с женой Майрой Гейл Браун, 1957 год
APВ конце 1950-х рок-н-ролльную сцену словно специально проредили, готовя место под новые направления в популярной музыке. Элвис Пресли ушел в армию, Чак Берри вообще сел в тюрьму. Джерри Ли Льюис попал под общую обструкцию после женитьбы на своей двоюродной племяннице, которой было на момент заключения брака 13 лет. Музыканту и самому было всего 22 года, и это был его третий брак.
Все три титана сумели вернуться. Элвис отслужил и стал королем рок-н-ролла, хиты Берри исполняли The Beatles и остальные группы «Британского вторжения» без исключения.
Льюис попал в черные списки радиостанций и толком не выступал долгие семь лет. Гонорар за концерт снизился с $10 тыс. до $250, когда удавалось договориться с небольшим клубом или пивным баром. Правда, контракт с Sun Records никуда не делся, он продолжал записывать и выпускать синглы, за это время был и успешный «Live at the Star Club, Hamburg», записанный в Нэшвилле уже после завершения контракта с Sun.
Возвращение в кантри
Но музыка менялась, и старые кумиры вынуждены были меняться вместе с нею. Снова стать звездой рок-н-ролла Льюису было не суждено. В конце 1960-х ему предложили записать песню в стиле кантри «Another Place, Another Time», которая неожиданно выстрелила и ворвалась в соответствующие чарты. Музыкант еще пытался сопротивляться очевидному, что-то записывал в привычной манере, но вскоре приехал в Нэшвилл и записал еще несколько песен.
С тех пор кантри-музыка стала составлять солидную часть репертуара Джерри Ли Льюиса. Его песни регулярно попадали в кантри-чарт, он записывал целые альбомы, также становившиеся хитами. В 1973-м его наконец пригласили в «Grand Ole Opry» — и круг, таким образом, замкнулся.
Льюис выступает до сих пор. Сейчас ему тяжело повторить свои трюки из 1950-х, но и в статусе живой легенды он выходит на сцену, чтобы порадовать поклонников, исполнив «Whole Lotta Shakin' Going On» или «Great Balls of Fire».
Только почет
Джерри Ли Льюис, 2005 год
Reed Saxon/APДжерри Ли Льюис отличался своеобразной техникой игры на фортепиано — он придумал ее для своих концертов, чтобы сделать этот инструмент более рок-н-ролльным. Он бил по клавишам с размаху, играл стоя, кулаками, ногами и головой, залезал на деку — в общем, вел себя совсем не так, как обычно ведут пианисты. Однажды он даже играл на горящем инструменте. Многие трюки получались случайно — и после восторженного приема зрителями Льюис использовал их снова и снова.
Он хулиганил не только на сцене. Льюис был семь раз женат (седьмой брак был заключен в 2012 году), однажды едва не застрелил своего бас-гитариста из-за неосторожного обращения с оружием. А в 1976-м так и не смог встретиться с Элвисом — из-за глупой шутки (он заявил охране короля, что пришел его застрелить) его арестовали прямо у ворот поместья «Грейсленд».
За свою почти 60-летнюю карьеру он выпустил почти сорок альбом — студийных записей в разных жанрах, от рок-н-ролла и рокабилли до кантри и буги-вуги. Его синглы достигали первых мест в чартах, попадали в топ-10. И удивительно, что он так и не получил премии «Грэмми» за свои песни, а единственный приз от Академии звукозаписи оказался за пластинку с редкими интервью. Правда, в 1986-м он был одним из первых, кого ввели в Зал славы рок-н-ролла, а уже в нулевые он получил «Грэмми» — почетную награду за вклад в развитие музыки. Что было справедливо.